Статья посвящена анализу функциональных особенностей массовой культуры. Эти функции на низшем уровне масскульта (китч) трансформируются в свои антипроявления, что приводит к разрушительному влиянию массовой культуры на субъекта. Также путем рассмотрения функциональных особенностей массовой культуры доказывается тезис о двойственном характере влияния последней на субъекта — конструктивном и деструктивном.
Ключевые слова: массовая культура, субъект, функциональность, дисфункциональность.
Понятие «функция» принято рассматривать в единой плоскости с термином «полезность». Предмет, имеющий определенные функциональные особенности, именно благодаря последним оказывается нужным, необходимым, а значит, полезным для человека, общности людей или социуму в целом . Например, говоря о функциональных особенностях некоего предмета быта (телефон, пылесос, утюг), мы подразумеваем то, какие операции, результат которых для нас важен, посредством него можно совершать . То есть функциональность и полезность выступают синонимами в смысле созидательности, которую они несут. Наоборот, дисфунк-циональность может быть рассмотрена не только как бесполезность, но и ее антипроявление — разрушительность . Причем функциональность и дисфункциональность, несмотря на их, казалось бы, антагонистический характер, могут уживаться вместе в одном явлении. В настоящей работе мы рассмотрим их сосуществование внутри явления массовой культуры.
Массовая культура как закономерный этап развития общества имеет свои функции. Каждый автор по-своему выделяет эти функциональные особенности масскульта, но в целом позиции разных исследователей во многом сходятся.
Стоит сказать о том, что в научной литературе в последнее время принято сугубо критическое отношение к массовой культуре. Ее обвиняют в интеллектуальной и духовной низости, в шаблонности и пошлости, в эстетической скудности и т. д. Однако столь радикальная критика не совсем оправданна, так как масскульт также осуществляет ряд функций, посредством которых им оказывается положительное влияние на субъекта — потребителя продукции массовой культуры Естественно, было бы неуместным в этот ряд включать также и весь негативизм, достаточно широко описанный в научной литературе; принято функцией называть нечто положительное, позитивное и ценное для отдельной личности или общества в целом, поэтому «побочные эффекты» масскульта намеренно не включаются в его | функциональный ряд, но при этом имеют высокую частоту упоминания.
А поскольку массовая культура оказывает как негативное, так и позитивное воз? действие на субъекта, имеет смысл представить ее не как гомогенное образование, 5 а скорее как иерархическую модель. Так, выделяются три уровня массовой культуры: 1) китч — низкий уровень, который скорее можно было бы назвать массовым бескультурьем; 2) мид — срединный уровень, представляющий из себя соединение бескультурных низов и эстетствующих верхов; 3) арт — наивысший уровень, соединяющий массовую культуру с элитарной [1]. По нашему мнению, такая модель дает возможность рассмотреть противоречивость функциональных особенностей массовой культуры и разновекторность ее влияния на субъекта, а также объективно подойти как к революционно-критическим замечаниям по отношению к масскульту, так и к хвалебным.
Л. Климова выделяет адаптационную, коммуникативную, рекреационную, идеологическую, коммерческую, потребительскую, информационно-гносеологическую и ценностно-ориентационную функции массовой культуры [2] По мнению А Костиной, массовая культура выполняет следующие функции: адаптационная, создание иллюзорной картины мира (бегство от реальности в мир вымысла и развлечений, который компенсирует негативизм реального мира), защитная и рекреационная, идеологическая (формирование потребительской идеологии, где царит бездуховный консъю- меризм, а красота заменяется полезностью, творчество — возможностями финансов, духовность — жаждой материального потребления) [3]. Стоит отметить, что вторая и третья функции массовой культуры недостаточно разведены в своих отличительных особенностях и представляются если не абсолютно идентичными, то предельно близкими. Вполне логично предположить, что иллюзорная картина мира создается ради бегства от реальности в мир развлечений, что в свою очередь дает возможность отдыха, который компенсирует полученную усталость, затраченную психическую энергию и нейтрализует напряженность. Следовательно, имеет смысл объединить эти функции в одну. Четвертая же функция имеет явно негативистскую окраску, вследствие чего возникает вопрос: можно ли ее вообще называть функцией или более подходящим для нее будет являться термин «эрзац»?
В другом месте своей работы А.В. Костина выделяет следующие функции массовой культуры: адаптационная, коммуникационная, социализирующая, рекреативная, идеологическая и ценностно-ориентационная [3] Такая классификация кажется немного более узкой, чем классификация Климовой, так как в ней отсутствуют коммерческая, потребительская и информационно-гносеологическая функции.
Естественно, масскульт реализует себя в адаптации субъекта к социуму, в многообразии проведения досуга и отдыха, в идеологическом формировании субъекта, в широте тиражирования и продажи своей продукции, в формировании ценностных ориентаций. Но в то же самое время мы наблюдаем определенную гипертрофию этих функций внутри масскульта — в первую очередь китча.
Массовая культура адаптирует человека к меняющимся условиям его существования, помогает установить контакт с миром, тем самым оберегая человека от отчуждения и связанного с ним одиночества Но зачастую вектор адаптации направлен не на социализацию как таковую, а на маргинализацию; адаптация к маргинальным группам Как отмечает Э. Фромм, хорошая приспособленность зачастую достигается за счет отказа от себя, от своей личности [4]. Кроме того, по замечанию А Костиной, эта адаптация зачастую сводится к пассивному подчинению социальным нормам, где личность нивелируется [3]. Это явление, как нам представляется, имеет место в первую очередь при адаптации индивида к китч-культуре, когда наибольшая приспособленность редуцирует его субъектные качества, что и называется конформизацией, принимающей негативное значение для субъекта. Высокая же культура ориентируется на адаптацию, сохраняющую человеческую субъектность, на развитие субъектных качеств.
Коммуникация зачастую переходит к бессмысленной «тусовочности». Аксиологическое воздействие, входящее внутрь более широкой адаптационной функции, может принимать направленность на присвоение ценностей тех же самых маргинальных явлений (адаптация к эрзац-ценностям, что граничит с ценностной дезориентацией) или просто происходит редукция ценностей, их переоценка «сверху вниз»; в качестве частного примера любовь как духовная ценность трансформируется в секс как плотское наслаждение и только И вообще, характерная для массовой культуры передача традиций и норм из поколения в поколение может вполне нормально функционировать, но нельзя ручаться за содержание транслируемых ценностей. Таким образом, через призму функциональных особенностей массовой культуры можно рассмотреть ее влияние на субъектность С одной стороны, оно позитивно (когда идет нормальная реализация данных функций), а с другой же — крайне негативно (когда эта реализация переходит рамки нормальности и принимает гипертрофированный, патологичный характер) Собственно, если бы не наблюдалось гипертрофии функционирования массовой культуры, совершенно не требовалось бы разделять ее на уровни.
Выделяется еще такая функция массовой культуры, как защита общества от массы, нейтрализация исходящих от нее угроз, характерных для нашего времени [5]. Такая функциональная особенность напоминает психоаналитический защитный механизм, согласно которому, не имея возможности напрямую выразить свои деструктивные порывы, индивид их выражает в искусственной форме, прежде всего в китче. Конечно, намного лучше, если он будет выражать свой негативизм, например, в текстах песен, а не в реальных деструктивных порывах, но вместе с тем эти тексты могут послужить гимном для слушателей, которые, воодушевившись содержанием, не преминут направить свою агрессию на непосредственный объект. В общем, и эта функция, подобно вышеназванным, имеет свое антипроявление. В целом же она ничем не отличается от выделяемой А.В. Костиной защитной функции.
М.В. Колесник наделяет массовую культуру также идеалообразующей функцией [6] . Каждой культуре свойственно наличие определенных идеалов, эталонов и ценностных ориентаций. Без них культура не может быть представлена как холон, как целостное явление Как известно, идеология — это свойственная определенному типу культуры система ценностей, эталонов и образцов жизнедеятельности. Поэтому «идеалообразование», по нашему мнению, созвучно идеологической роли масскульта.
Возвращаясь к вышеприведенным классификациям функций массовой культуры, которые, с одной стороны, взаимодополняют одна другую, а с другой — друг другу противоречат, возникает необходимость создать единую классификацию. Нам представляется уместным в данную классификацию внести такие функциональные особенности, как адаптационная (внутрь которой входят социализирующая, идеологическая и аксиологическая), коммуникационно-информационная (как общение «ради процесса», доставляющего удовольствие, так и удовлетворение гносеологических потребностей) и рекреационно-компенсаторная (отдых, достигаемый в т. ч . путем виртуальных иллюзий, изменяющих сознание средств и т. д., который несет в себе компенсаторный эффект) . Предлагаемые Климовой коммерческую и потребительскую функции мы не вносим в нашу классификацию, т к они действуют скорее не как самостоятельные феномены, а являются непосредственными придатками выделенных функций; так, потребление выступает результатом адаптирующего (идеологического и аксиологического) воздействия на массы, а также средством снятия напряжения и отдыха, что связано с реакционно-компенсаторной функцией.
Согласно концепции Э. Фромма, человек, убегая от свободы и тем самым лишая себя субъективности, осуществляет этот эскапистский тип поведения путем деформирования своих потребностей [4]. Нам представляется разумным концепцию основателя гуманистического психоанализа экстраполировать на проблему субъекта, находящегося внутри массовой культуры.
Так, субъект, деформируя свои потребности, «бросает» себя в поле масскульта, который функционирует уже не в соответствии со своими исконными функциями, а посредством их такого же деформированного вида, ввергая субъекта в пространство неподлинного существования. И тогда искажение субъектных потребностей идет параллельно с искажением функциональных особенностей массовой культуры. Причем нельзя однозначно сказать, что первое здесь является причиной для второго, равно как и наоборот. Скорее, этот механизм, эта детерминация представляет собой замкнутый круг С одной стороны, потребности масс деформируются, тем самым «подминая» под себя функциональные особенности массовой культуры. С другой же — массовая культура как совокупное поле, охватывающее массы, путем своих функциональных эрзацев навязывает реципиентам потребности, не отличающиеся подлинностью, тем самым расширяя область китч-культуры среди масс.
Э. Фромм выделяет 5 основных потребностей, у каждой из которых имеется свое эрзац-проявление: связанность с другими (сохранение своего Я или нарциссизм, а также суррогатное подчинение другим), транс- ценденция (творчество или разрушение), укорененность (братство или инцест, независимость или ее отсутствие, свобода или безответственность), идентичность (индивидуальность или тотальный конформизм), потребность в ориентации и приверженности (рациональность или иррациональность, наличие индивидуальной картины мира или мифологической) [7]. Каждая из этих потребностей (индивидуальный уровень) коррелирует с массовой культурой через ее функциональные особенности (общесоциальный уровень), в первую очередь именно через адаптационную функцию последней. Кроме того, эти потребности имеют прямое отношение к выделенным нами субъектным качествам (автономность, целостность мировоззренческой позиции, осознанность), но субъектные качества представляются более широкой областью, чем описанные Фроммом потребности; эти потребности коррелируют в основном только с автономностью (потребность в укорененности, связанность с другими) и целостностью (идентичность и потребность
в ориентации и приверженности), субъектную осознанность затрагивая лишь поверхностно. А поскольку творчество как ведущая характеристика субъектной активности есть одно из основных качеств субъекта, не представляющая из себя отдельного модуса субъектных качеств, а проходящая через все три модуса, то потребность в трансценденции мы не станем относить к какой-то конкретной совокупности характеристик субъекта.
В завершение отметим, что, несмотря на позитивность и ценность массовой культуры для общества и отдельного субъекта, заключенные в ее функциях, каждая из функциональных особенностей масскульта имеет свое антипроявление, которое характеризуется уже не позитивным характером влияния на субъектность, а, наоборот, негативным . Следовательно, эти «побочные эффекты», или функциональные эрзацы, формируют некую совокупность, которая образует другой ряд функций массовой культуры, принципиально противоположный ее первоначальным функциональным особенностям.
Литература
- Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы Научно-практический вестник. Выпуск 2002/1 (№ 8). С . 39-42.
- Климова Л.Е. Массовая культура и личность . Автореф. дисс . канд . филос . наук. Ставрополь, 2005 С. 27.
- Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд . 3-е, стереотипное. М. : КомКнига, 2006.С. 352.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М . : Прогресс, 1990. С. 272.
- Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М .С . Кагана. М. : Высшее образование, 2007 С. 566.
- Колесник М.В. Телесность массовой культуры. Дисс. канд . филос . наук. Омск, 2007. С. 163.
- Фромм Э. Человеческая ситуация — ключ к гуманистическому психоанализу // Фромм Э Искусство любить СПб : Азбука, 2002. С. 11-66.
Ильин А.Н. Функциональность и дисфункциональность массовой культуры // Вопросы культурологии №2, 2010. С. 99-102.