Псевдоинформационная апологетика неолиберализма

Аннотация. В статье раскрывается сущность идеологии и практики неолиберализма. Автор дока­зывает, что радикальные рыночные реформы являются деструктивным феноменом для социальной сферы. Отмечается противоречие между деструктивной сущностью неолиберализма и его вполне положительным восприятием в общественном сознании. Неолиберализм как идеология имеет пози­тивную коннотацию в массовом сознании, причина чего — положительный имидж предшествовав­шей ей идеологии либерализма, на котором последующая идеология зарабатывает себе символиче­ский капитал. Отдельный акцент сделан на том, как апологеты неолиберализма путем псевдоин­формационного воздействия продвигают данную идеологию, пытаясь «минус» выдать за «плюс». Для этого осуществляются различные приемы: подмена понятий, «расчистка» понятий и т.д. Ав­тор концентрирует внимание на псевдоинформационном продвижении идеи гибкого рынка труда, которая вполне согласуется с неолиберальной идеологией.

Ключевые слова. Неолиберализм, гибкий рынок труда, псевдоинформационное воздействие, эвфемизм.

Современную либеральную идеологию и практи­ку правильней называть неолиберализмом из-за имею­щихся значимых отличий от «прежнего» либерализма. И даже если в целях простоты изложения не всегда ис­пользуется приставка «нео», встречающееся слово «ли­берализм» обычно по умолчанию следует понимать как «неолиберализм».

Классический либерализм имеет заслуги борьбы против засилия церковных порядков, бюрократизма, неравенства сословий, политической цензуры и тота­литаризма. Он пропагандировал неотъемлемость сво­боды отдельной личности, свободу волеизъявления, выборность власти, свободу собраний и печати, непри­косновенность частной жизни и собственности, верхо­венство закона и равенство всех перед законом, обязан­ность государства защищать права личности, достоин­ство человека. В свое время либеральная идеология по­казала свою прогрессивность против привилегирован­ной феодальной аристократии и выстроенных ею по­рядков, которые сковывали свободу человека.

Неолиберализм имеет мало общих черт со своим предшественником. Классический либерализм находил пути расширения свободы личности, но заботился о со­циальной ответственности, о том, чтобы личная свобо­да не оказывала деструктивного воздействия на состо­яние социума. Современный либерализм выступает за расширение в основном экономической свободы, без оглядки на социальную безопасность и общественную справедливость.

Тем не менее эта идеология по-прежнему являет­ся обладателем серьезного символического капитала, она притягивает симпатии и ассоциируется с защитой прав и свобод в позитивном смысле этого слова. Тер­мин «либерал» настолько закрепился в массовом созна­нии, что сохранил положительно воспринимаемое зна­чение, превратился в некий бренд, в точку притяжения позитивных эмоций. Он имеет на практике совсем иное наполнение, чем представления о нем. Здесь мы видим проблему терминологии, когда термин в сознании об­щества утрачивает свое истинное значение.

Верно подобранная терминология, отличающаяся позитивным имиджем, выступает эффективным средством (псевдо)информационного воздействия на созна­ние масс. Использование определенных терминов вы­зывает у реципиентов положительные эмоции, расши­ряет лояльную аудиторию, что происходит несмотря на отсутствие связи с действительным смыслом тер­мина. Несмотря на дискредитацию неолиберализма, осуществленную на эмпирическом уровне (разруши­тельный результат неолиберальных реформ в России и во многих других странах), таковая дискредитация не была осуществлена на всеобщем ментальном уровне. В России по-прежнему огромное число политиков, уче­ных, писателей, бизнесменов продолжают тиражиро­вать идеи приватизации госсобственности, минимиза­ции функций государства и т.д. И они находят в обще­стве немалый сегмент сочувствующих. К тому же не­олиберализм притягателен, поскольку его превозносят зачастую успешные люди, и массы, которые хотят на них равняться, стараются заимствовать образ жизни и образ мысли своих кумиров.

Многие люди сильно удивляются, когда им расска­зывают о действительной сути современного либера­лизма. Как заметил Жан Бодрийяр, «…слово «либера­лизм» сразу тянет за собой целую цепь представлений прошлого, но когда-то было проективно и прогрессив­но понятие «либерализм», а в настоящий момент это характеризует только определенную операциональную систему, которая создана» [8, с. 183]. Наверное, все- таки не только определенную операциональную систе­му, но тем не менее. Закрепившееся в массовом со­знании положительное отношение к либерализму, ис­ходящее из его теперь уже неверного значения, выгод­но апологетам неолиберализма.

Защитники неолиберальной системы апеллируют к ценностям, за которые выступал классический ли­берализм. Однако данная апелляция происходит лишь на словах. Ведь для продвижения в общественное со­знание любой идеологии необходимо делать отсылки к неким ценностям, которые находят положительный отклик у социального большинства. Для этого прихо­дится о чем-то недоговаривать, подменять понятия, ис­пользовать идеологические фальсификации. В ином случае вредная для общества (и особенно для не са­мых высших классов) идеология не приживется, не бу­дет «адекватно» восприниматься. Поэтому адепты не­олиберализма утверждают, что их система идей защи­щает человеческое достоинство, инициативу, самосто­ятельность, предприимчивость, свободу. Согласно их словам, именно данная идеология является единствен­ным и наиболее подходящим средством защиты де­мократии, свободы выбора, обеспечения прав челове­ка. Конечно, едва ли кто будет защищать тоталитарные формы правления, ограничение свободы слова, грубое вмешательство бюрократии в жизнь и в духовный мир человека. Почти любой здравомыслящий человек вы­ступает за личную свободу против несвободы, за вы­бор против его отсутствия, за право против бесправия. На этих укорененных в общественном сознании цен­ностях неолиберализм обеспечил себе идейную геге­монию (если использовать термин Антонио Грамши).

Апологеты неолиберализма, совершая манипуля- тивную идеологизацию, продвигают под видом всеоб­щего блага совсем иной «продукт». Стоя на защите ин­тересов меньшинства, они акцентируют внимание на благе для большинства от своего проекта.

Неолиберализм представляет собой идеологию, вы­ступающую за приватизацию государства. Речь идет о минимизации роли государственных учреждений во всех сторонах жизни общества и об открытии путей для свободы капитала. Этот тезис выступает некото­рым господствующим, значемым для неолиберализма. Капитал активно оберегается неолиберальной идеоло­гией и практикой, которая защищает его наступление на труд. Неолиберализм предполагает свободу торгов­ли, открытие экономики для внешнего влияния, сниже­ние налогов, приватизацию предприятий, сокращение расходов на социальную сферу. Приватизация вызыва­ет сокращение бюджета и урезание социальной сферы, которую, по мнению неолибералов, следует сводить к минимуму.

Неолиберальные меры сопряжены с ликвидацией общественной собственности: пенсии, льготы для ма­лообеспеченных слоев населения, доступные здраво­охранение и образование и т.д. Медицина и образова­ние переводятся из государственной сферы в частную. Гарантии занятости, обеспеченное достойным про­житочным минимумом право на жизнь, социально­экономическая защищенность нивелируются, посколь­ку представляются недопустимыми издержками для капитала. Трудовые права аннигилируются, замеща­ются так называемым гибким рынком труда, социаль­ная защита — личной ответственностью. Опорой может быть только личное богатство, и если его нет, то про­падает и опора/защита. Аналогичная судьба затрагива­ет право на доступ к культуре и к политическому уча­стию. Когда культура коммерциализируется, трудно го­ворить о свободном доступе к ней. Когда могут изби­раться только те, кто имеет деньги на предвыборную кампанию (и в целом проявляют лояльность к господ­ствующей системе), становится очевидным серьезное ограничение политического участия.

Неолиберальная идеология проповедует сверхмо­нетаризм, то есть трансформацию различных обще­ственных ресурсов, в том числе природных, в объект купли-продажи. Всячески раздвигаются рыночные рамки, когда уже не остается практически ничего, что не превратилось бы в объект контрактных отношений.

Неолиберализм пропагандирует отход от культурно­нравственного цензурирования СМИ и коммерциали­зацию культурной сферы. С его точки зрения, не нуж­ны никакие «избыточные», то есть рыночно необосно­ванные функции, которые могут выполнять медици­на и образование. На социальную периферию помеща­ются «нерыночные» группы населения. При этом со­держится весьма большой штат нерентабельных с точ­ки зрения монетаризма силовых структур. Но лишь на первый взгляд мы видим здесь парадокс. Эти структу­ры выполняют не собственно рыночную, но защища­ющую сложившееся положение дел функцию. Чем се­рьезней продвигаются неолиберальные реформы, тем выше уровень социально-экономического расслоения, шире обеднение людей, а значит, выше градус социаль­ной напряженности. И силовики занимают позицию между властью и олигархатом, с одной стороны, и на­родом, с другой. Они защищают первых от вторых. По­этому на педагогах, врачах, ученых, инженерах эконо­мят больше, чем на полицейских.

Монетаризация и коммерциализация, эффектив­ность, рентабельность, гибкость, конкуренция (дохо­дящая до ожесточенной борьбы всех против всех) — основные ценности неолиберализма, которые не про­сто не дополняют собой, а противостоят социально зна­чимым ценностям защищенности, стабильности в тру­де, росте народного (а не корпоративного) благососто­яния.

Распространенный рыночный эвфемизм — «гибкий рынок труда». Либералы заявляют о своем стремлении защищать права человека и вообще о правозащитно- сти как имманентном свойстве неолиберальной идео­логии. Однако именно ряд социальных прав она реши­тельно отменяет. Самое фундаментальное из них — пра­во на труд и на достойный заработок. Еще Карл Маркс отмечал, что респектабельное понятие «свобода труда» означало вынужденность детей моложе 13 лет работать наравне со взрослыми [6].

Благодаря «гибкому рынку труда» нейтрализуются такие права трудового коллектива, как: выбирать в ру­ководящие органы предприятия своих представителей с правом вето на принимаемые решения (или утверж­дать наблюдательные советы, где пропорционально представлены рабочие и собственники), обеспечивать относительное равенство в том числе борьбой с дем­пингом со стороны трудящихся (и бесправных) ми­грантов, устанавливать контроль над предприятием в случае его банкротства, требовать возместить невыпла­ченную зарплату акциями предприятия, создавать не­зависимые профсоюзы (с которыми руководство обяза­но согласовывать свои решения), требовать определен­ного соотношения зарплат между наименее оплачивае­мыми сотрудниками и руководителем. К этому же спи­ску следует добавить право трудового коллектива гра­дообразующего предприятия выдвигать своих предста­вителей на местных выборах.

На нормальном языке «гибкий рынок труда» сопря­жен с максимизацией прав работодателя и минимиза­цией прав работника, ростом рисков для трудящего­ся, переводом трудовых договоров в состояние кратко­срочности, отменой гарантий по трудоустройству, ли­шением рабочих стабильности и уверенности в буду­щем, снижением зарплат и социальной защиты. Капи­талу не нужны трудовые кодексы, нормы минимальной оплаты труда, социальный пакет, обязанность предо­ставлять отпуск по болезни и т.д. — вот все эти явления отменяются или частично упраздняются как издержки.

«Гибкий рынок труда» предполагает облегчение найма и увольнения работников, перераспределение прибыли в пользу капитала и усиление контроля за трудящимися. Защита работодателя выглядит приори­тетней защиты работника. Профсоюзы сталкиваются с мощным давлением и теряют свою силу. Перед соб­ственниками предприятий расширяются возможности для увольнения работников. Перед работниками су­жается спектр возможностей для оказания влияния на собственника. Неолиберальный «гибкий рынок труда» в конечном счете сопряжен с ростом прекариата как со­вокупности трудящихся, переведенных с постоянной на временную работу и лишенных всяких трудовых га­рантий и уверенности в завтрашнем дне — в том, что он вообще будет трудовым. Такую неуверенность, не­стабильность и ненадежность А. Грамши справедливо называл слишком большой авантюрностью обыденной жизни [2].

Тот же переход труда на краткосрочно-контрактную основу является дисциплинарной технологией, по­скольку повышает среди работников послушность (и даже раболепие) — ведь после окончания непродолжи­тельного срока найма работодатель может на вполне за­конных основаниях отказаться от продления контракта с работником, не утруждая себя объяснениями. В кри­зисных случаях с сокращением сталкиваются простые служащие, а представители администрации сохраняют за собой рабочие места — даже если их деятельность бесполезна или вредна для функционирования пред­приятия или экономики как таковой. Так, уличенные в мошенничестве топ-менеджеры, деятельность которых приводит компанию к краху, выписывают себе значи­тельные бонусы и оставляют за бортом не то что пре­мий, а рабочего места большое число подчиненных, пе­реводя их в статус бывших подчиненных. «А тем вре­менем пролетаризация нижних слоев буржуазии на зарплате сопровождается иррационально огромным увеличением вознаграждений для топ-менеджеров и банкиров. Столь высокие бонусы для них кажутся эко­номически иррациональными — особенно если учиты­вать, что, согласно недавним исследованиям, их размер обратно пропорционален успешности компаний» [3]. С одной стороны, наблюдается такая безответственность со стороны топ-менеджмента. С другой стороны, со­храняется система потогонного производства, где ца­рят нечеловеческие условия труда, угроза для здоро­вья и жизни, унижение работников, сверхэксплуатация (в том числе детского труда), крайне низкие зарплаты, полное отсутствие защищенности труда. Следователь­но, «гибкий рынок труда» оказывается совокупностью социально-трудовых условий, которые закрепляют и усиливают неравенство (социально-экономический аспект) и несправедливость (морально-этический аспект). Максимум «гибкости», то есть отхода от по­стоянной занятости, увеличивает безработицу, бед­ность и трудовое бесправие.

В общем, пропагандирующие «гибкий рынок тру­да» политики предлагают отказаться от оставшихся форм поддержки рабочих и их прав. Эти инициативы реализуются, сопровождаясь благопристойными фра­зами об эффективности, модернизации, росте ВВП и пр. Однако рост экономики совсем необязательно со­пряжен с усилением социально-экономического равен­ства, повышением зарплат или расширением системы социального обеспечения.

Соответствующие лоббистов утверждают, что их политическая программа предоставит людям дополни­тельные возможности взять на себя ответственность за индивидуальную судьбу и воспользоваться свободой выбора. Иными словами это означает: мы лишаем вас гарантий существования и социальной поддержки, чет­ких трудовых (и жизненных) перспектив, но предлага­ем в этом лишении увидеть благо, новые возможности и свободу выбора. Постоянное чувство неуверенности в завтрашнем дне, трудовая неустойчивость, зависи­мость от краткосрочных контрактов, отсутствие трудо­вых прав и гарантий — все это представляется в каче­стве перманентной возможности делать выбор, разви­вать личный профессионализм, освободиться от изну­ряющего трудового постоянства, стать ответственным, активным и готовым рисковать. Слово «возможность» здесь совсем неуместно, но выступает эмоционально положительным рекламным оборотом.

Гибкость означает пластичность, способность тру­дового рынка подстраиваться к нуждам капитала. Име­ется в виду одностороннее приспособление. Не пред­полагается адаптации капитала к нуждам трудящих­ся, к постоянно растущей минимальной зарплате, к на­логовым отчислениям, к обязательному снижению ра­бочей недели, к социальным выплатам и т.п. Похоже в качестве конечного результата придания рынку труда гибкости следует воспринимать нормализацию пото­гонных предприятий, где люди (в том числе дети) тру­дятся по 12-14 часов в сутки, не имея совершенно ни­каких прав.

А того, кто противится гибкому рынку труда и дру­гим «возможностям», которые «любезно» преподно­сятся неолиберализмом, легко обвинить в ригидности, инфантильности, догматичном неприятии новых воз­можностей, «бегстве от свободы». Аналогичным обра­зом людей, которые выступают против разрушающих семью ювенальных законов, совершенно необоснован­но именуют сторонниками насилия в семье, архаич­ными патерналистами, защитниками неравноправия и апологетами жестоких наказаний. Здесь мы видим ти­пичные подмены понятий, использование которых ха­рактерно для современного (псевдоинформационного общества, социума массированной пропаганды.

Понятие «гибкий рынок труда» занимает свое ме­сто в целом ряду эвфемизмов, которые устроители не­олиберального мирового порядка используют в своих пропагандистских целях. Приведем некоторые из этих нелегитимных репрезентаций. Под презентабильным термином «свободный рынок» (и «свободная торгов­ля») понимается экономическое мироустройство, где польза будет приноситься итак наиболее сильным ак­торам мировой политики, то есть архитекторам этого рынка — за счет самых слабых. Это понятие означает открытие экономик независимых стран для транснаци­онального капитала. Наиболее частый результат этого — спад в экономике, ликвидация неконкурентоспособ­ных секторов, ухудшение социально-экономического положения населения. Другой распространенный эв­фемизм — «гуманитарная интервенция». Так американ­ский истеблишмент и подвластная ему мировая пресса называет захватнические военные операции США и их союзников. Еще для них выдумали названия: «гумани­тарный милитаризм», «военный пацифизм», «стабили­зация региона», «мирная агрессия» или «гуманистиче­ская интервенция». В свое время Вашингтон активно поддерживал создание в Латинской Америке террори­стических организаций (парамилитарес), которые пы­тали, похищали и убивали людей только за то, что они проявляли малейшее несогласие с неолиберальной по­литикой, проводимой откровенно фашистскими дик­татурами. Данные организации именовались антитер­рористическими, и это наименование — очередной по­хожий эвфемизм. По аналогии политический класс со­временной Украины и поддерживающий их Запад име­нуют антитеррористической операцией террористиче­ские действия в отношении народа Донбасса.

Также и понятие «противоракетная оборона» — еще один эвфемизм, поскольку применительно к США сло­во «оборона» означает «нападение»; на это указыва­ют не антиамериканские идеологические догмы, а ре­альность американской истории. В свое время прину­дительной урбанизацией и модернизацией называлось истребление деревень во времена вьетнамской войны, а освобождением вьетнамцев от коммунизма именова­ли саму войну.

Понятие «политическая глобализация» означает по­литическую гегемонию на мировом уровне меньшин­ства против интересов большинства. Мировым со­обществом именуют совокупность глобальных акто­ров, которые осуществляют неоколониальное закаба­ление мира под знаменем неолиберализма. «Общече­ловеческим достоянием» называют ресурсы, которые должны находиться в руках не человечества, а наибо­лее влиятельных сил человечества. За словосочетани­ями вроде «благородное лидерство» и «развитие демо­кратии в мире» целенаправленно скрывают американ­ский империализм. Термин «глобальная стабильность» предполагает эксплуатацию транснациональным капи­талом целых стран и народов. Защитой детских прав (очередное эмоционально привлекательное понятие) называют проект по разрушению семьи. Зверским пыт­кам (например, которые используются американски­ми спецслужбами применительно к подозреваемым в терроризме) дается тоже этически гнусное наименова­ние — «допрос с пристрастием». Ален Бадью вспомина­ет миф о «правах человека», который справедливо на­зывает реакционным; этот миф на словах пропаганди­рует отказ от всякого насилия, а в реальности разжига­ет полицейский произвол и развязывает войны [1]. Так и есть: в неолиберальных государствах нередко жесто­ко подавляются акции протеста, а инакомыслящие пре­следуются (особенно это заметно в наше время в США, Европе и России), хотя политики непрестанно вещают о правах человека.

Часто диктаторы называют выстроенный ими ре­жим демократическим. Получившие власть в России после развала СССР рыночники (ориентированные в своих действиях на чикагских советников) разгра­бление народной собственности олигархами называ­ли рынком и придавали этому термину респектабель­ный вид, а развившуюся манипуляцию массовым со­знанием подменяли терминами: «свобода слова» и «де­мократия». Также демократией называют власть оли­гархического и компрадорского меньшинства. Свобода для либералов — это зависимость от рынка. Фашистом либеральный новояз именует противника рынка. В по­следние годы российские реформаторы осуществля­ют огромное число разрушающих систему образова­ния мер (жесткая бюрократизация и коммерциализиро­вание школы, укрупнение школьных классов, сокраще­ние учебных заведений и слияние их вместе), называя эту деятельность эмоционально положительным тер­мином «оптимизация» (о неолиберальных реформах в образовании смотри работу [5] или раздел на сайте ав­тора http://ilinalexey.ru/category/obrazovanie/). Анало­гично, в марксизме можно найти много примеров дру­гих превращенных форм. Например, категория «зара­ботная плата» формирует видимость оплаты за труд, хотя речь идет об оплате только за часть труда наемно­го работника, который с помощью своей рабочей силы создает прибавочную стоимость для капиталиста. Не­даром говорилось, что наемный труд производит чужое богатство и собственную нищету [7]. Заработная плата и прибыль находятся в антагонизме, и потому эвфеми­стическое убеждение о величине зарплаты как резуль­тата свободного соглашения между работником и капи­талистом — фикция; рабочий вынуждается соглашаться на низкую зарплату, а капиталист стремится к удержа­нию зарплаты на наиболее низком уровне.

Подобные подмены понятий реализуются целена­правленно, в интересах выгодоприобретателей от нео­либеральной глобализации. Позитивные наименования служат прикрытию негативной сущности. Так термины и порождаемые ими репрезентации максимально рас­ходятся с обозначаемыми ими вещами. Обозначение как таковое не просто ускользает, а становится лож­ным. Формируется дистанция между общественной ви­димостью (которая претендует на статус реальности) и темной действительностью. Происходящее можно на­звать осуществлением власти имени, господства име­нования. «Понятия — это не просто слова, они струк­турируют политическое пространство и в этом смысле обладают перформативным эффектом» [4]. Особенно таким образом структурируется пространство в совре­менном (псевдо)информационном обществе, где ин­формация сталкивается со своей противоположностью и зачастую одно от другого трудно отделить.

Если считать, что истина — это соответствие слов и реальности, термина и вещи, — то обсуждаемые по­нятия противоположны истине. Такие эвфемистичные наименования заставляют вспомнить оруэлловские ок­сюмороны (оруэллизмы): «мир — это война», «свобода — это рабство». Столь мощное насилие над языком де­монстрирует возможность риторикой о свободе и пра­вах смазывать лезвие гильотины. К. Маркс по иному поводу отметил: «Свойственная человеку казуистика изменять вещи, меняя их названия, и находить лазей­ки для того, чтобы в рамках традиции ломать тради­цию, когда непосредственный интерес служит для это­го достаточным побуждением!» (цит. по [9, с. 59-60]). В нашем случае происходит не изменение вещей пу­тем изменения их названий, а трансформация вещей в социальном сознании. Иными словами, онтология ве­щей остается прежней, а их восприятие может транс­формироваться; изменение названия приводит не к из­менению вещи, а к соответствующему созданию обще­ственного отношения к ней. Ярлыки и ложные наиме­нования мимикрируют под истинные, выступая засло­ном, скрывающим от нас настоящие процессы и явле­ния. Так мы становимся рабами ложных понятий, ко­торые закладываются в основу нашего мировоззрения.

Аналогичные эвфемизмы открывают картину об­ширной практики лицемерия. Тут следует привести слова Ф. Энгельса. «… чем дальше идет вперед циви­лизация, тем больше она вынуждена набрасывать по­кров любви на неизбежно порождаемые ею отрица­тельные явления, прикрашивать их или лживо отри­цать, — одним словом, вводить в практику общеприня­тое лицемерие, которое не было известно ни более ран­ним формам общества, ни даже первым ступеням ци­вилизации и которое, наконец, достигает высшей своей точки в утверждении: эксплуатация угнетенного класса производится эксплуатирующим классом единственно и исключительно в интересах самого эксплуатируемо­го класса, и если последний этого не понимает и даже начинает восставать против этого, то это самая черная неблагодарность по отношению к благодетелям — экс­плуататорам» [9, с. 199]. Когда-то Маркс подверг кри­тике классическую политэкономию. Затем Бодрийяр вел речь о критике политической экономии знака. Не настало ли время развернуть тему «критики политэко­номии господствующего понятийного аппарата» или «критики нелегитимной апологезации»?

Помимо лингвистического механизма подмены по­нятий, активно используется также метод «расчистки понятий», когда из господствующего дискурса специ­ально удаляются некоторые понятия, причем — где и кроется двойная хитрость — умалчивается это удале­ние. Устанавливаются дискурсивные правила, которые принимают на вооружение одни вербальные практи­ки и выносят за скобки дискурса другие. Так, сегод­ня почти не используется понятие «эксплуатация», хотя само явление эксплуатации осталось главенствовать и в наше время. Неолиберальная мысль тщательно избе­гает понятий типа эксплуатации, рабочего класса, кон­фликта труда и капитала, социальной (не)справедливости и классовой борьбы, поскольку они ее успешно подрывают. Причем эксплуатация носит многосторон­ний характер. Она проявляется непосредственно в тру­довой сфере, когда капиталист извлекает из труда ра­бочих прибавочную прибыль. Она же используется и в области влияния на массовое сознание; рекламу и про­паганду, которые манипулируют сознанием и стимули­руют выгодное для рекламиста поведение реципиента, иначе как эксплуатацией не назвать. Однако если этот термин исчез из употребления, то представляется, что эксплуатации нет. Парменид в свое время постулиро­вал невозможность помыслить небытие. Аналогичным образом ускользает от мышления явление, если для него не имеется понятия. Только если парменидовского небытия не существует в принципе, то эксплуатация имеет место. Но заботливое вычищение означающего из дискурса формируют трудности в когнитивном улав­ливании означаемого.

Скрываемый за подменой или расчисткой понятий миф искажает суть навязываемого проекта, наделяет его позитивными смыслами, тем самым меняет вос­приятие происходящих тенденций и оказывает влия­ние на выбор будущего для общества. Ведь если осу­ществляется социальная легитимация проекта, подвергающееся псевдоинформационному воздействию, об- они бывают весьма неожиданными и совсем не соот- щество его принимает и обрекает себя на последствия, носимыми с теми, которые предполагались на уровне к которым строительство данного проекта приводит. А дискурса.

Литература

1. Бадью А. Истинная жизнь; [пер. с фр. В. Липки]. — М.: РИПОЛ классик, 2019. — 176 с.

2. Грамши А. Избранные произведения в трех томах. Т. 3. Тюремные тетради. — М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 570 с.

3. Жижек С. Восстание буржуазии на зарплате //Л1ва. URL: http://liva.com.ua/salaried-bourgeoisie.html

4. Жижек С. Мой европейский манифест //Центр политического анализа. URL: https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/moj-evropejskij-manifest

5. Ильин А.Н. Образование, поверженное реформами. — М.: Университетская книга, 2020. — 392 с.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Кн. I. Процесс производства капитала //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. XVII. -М.: Партиздат ЦКВКП(б), 1937. — 864 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании //К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. Т. 2. — М.: Государственное издательство политической ли­тературы, 1955. С. 3-230.

8. Непосредственное знакомство: П. Рикер, Ж. Бодрийяр на философском факультете // Мысль: журнал петер­бургского философского общества Т.1, №1, 1997. С. 178-185.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Мор­гана. — М., Политиздат, 1973. — 240 с.

 

Ильин А.Н. Псевдоинформационная апологетика неолиберализма // Информационные войны №4(60), 2021. С. 63-68.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *