Исходя из разделения массовой культуры на три уровня (китч, мид, арт), в статье проводится анализ проявления субъектности на каждом из них. Основная мысль заключается в том, что на уровне китча субъект разрушается, на уровне мида он сохраняется, а на уровне арта он развивается.
Ключевые слова: субъект, иерархический конструкт, массовая культура, субъектность, уровни массовой культуры, китч, мид, арт.
Психологическая наука имеет богатый категориальный аппарат, а такие понятия, как «индивид», «личность» и «субъект» образуют определенный каркас, вокруг которого «вращается» научно-психологическое знание. Но вместе с тем психология далеко не часто использует свой серьезный теоретический инструментарий для описания и объяснения феноменов и явлений, которые имеют общегуманитарный статус. А для анализа культурных явлений, особенно если этот анализ предполагает рассмотрение не столько самих этих явлений, сколько проблему человека, помещенного во внутрикультурный контекст, психологический арсенал просто необходим. Так, если мы можем описать понятия культуры с философских или собственно культурологических позиций, то категория субъекта однозначно требует психологического осмысления.
Поскольку предметом нашего исследования является представленность субъекта в массовой культуре, то необходимо в первую очередь определиться с содержанием категорий, о которых пойдет речь. Сначала нужно выработать представление о содержании понятия «массовая культура». Несмотря на то, что оно довольно часто используется в современной философской и культурологической литературе, его внутреннее наполнение недостаточно четко определено.
Очень трудно дать точную и исчерпывающую характеристику явлению культуры; его предельная широта лишает нас возможности в полной мере определить это явление. Уместно упомянуть закон обратного отношения между объемом понятия и его содержанием, согласно которому чем шире представляется изучаемый объект, тем труднее дать этому объекту исчерпывающее определение. Культура проникает во все сферы человеческого бытия — от повседневности и быта отдельного индивида до межнациональных отношений. Культура — это искусственная, созданная человеком реальность, отличающаяся от естественно природного бытия [Колесник, 2006].
Но в настоящем исследовании мы не задаемся целью обозначить единственное правильное определение культуры. Мы хотим дать определение именно массовой культуры, которая выступает менее широким явлением, чем культура в целом. Среди всех форм культуры именно массовая признается доминирующей [Гашкова, 2001] и вместе с тем противоречивой для того, чтобы дать ей однозначное определение [Сорокина, 2001]. Благодаря этой ее противоречивости и гетерогенности, по нашему мнению, следует разделить массовую культуру на отдельные элементы, каждый из которых отличается от других по характеру оказываемого на субъект влияния.
Как отмечает В. В. Гопко, массовая культура — это особая социальная реальность, детерминирующая действия индивида — субъекта этой реальности; она навязывает ему свою волю и манипулирует его сознанием [Гопко, 2006]. А. В. Костина называет субъект массовой культуры недифференцированным, с невыраженным личностным началом, особенности которого — некритичность восприятия и оценок, управляемость и духовная инфантильность [Костина, 2006]. Видно, что исследователи сходятся во взглядах относительно масскульта как явления, манипулирующего сознанием человека, в результате чего последний утрачивает свои субъектные качества.
Вообще, многие исследователи склонны выражать резко критическое отношение к массовой культуре. Стоит предположить, что манера критиковать масскульт благодаря своей «массовой» распространенности является одним из элементов самого мас- скульта. Массовая культура — явление, внутри которого все мы находимся и реализуемся как личности и субъекты своего жизненного пути. И поэтому, благодаря всеохватности массовой культуры, от которой, так же как и от общества, убежать нельзя, мы не можем позволить себе критиковать ее, так как тем самым критикуем самих себя, свое культурное пространство. Конечно, можно согласиться с расхожим мнением о том, что масскульт элиминирует субъектные качества личности, превращает субъекта в пассивного потребителя (консъ- юмера), конформиста, безоценочно усваивающего нормы, навязываемые ему извне средствами массовой коммуникации, рекламой, модой и т. д. Однако следует ли такой резко негативистский подход распространять на все поле массовой культуры, представляя последнюю как гомогенное и в каком-то смысле ризоматичное образование, неподвластное разделению на части или уровни?
Проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы, представив массовую культуру в виде иерархического конструкта, проанализировать характер ее влияния на субъектные качества личности. Но предварительно следует определиться с содержанием самого понятия «субъект».
В психологической литературе мы находим много вариантов понятийной репрезентации категории субъекта. Этой категории уделяли пристальное внимание С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, Е. А. Сергиенко и др. Объем данной статьи не позволяет углубиться в многообразие представлений о субъекте, поэтому, следуя принципу обобщения, мы, основываясь на теориях вышеперечисленных авторов, обозначим собственное понимание интересующей нас категории. Под «субъектом» понимается творец своего жизненного пути, обладающий высшим уровнем целостности, сознательности и автономности (независимости), способный к самодетерминации и занимающий активную деятельную и мировоззренческую позицию по отношению к себе и окружающему миру, позволяющую ему развиваться в процессе жизнедеятельности. Субъект — зрелая личность, способная к творчеству и рефлексии. Целостность (целостность мировоззренческой позиции), автономность (способность к самодетерминации) и осознанность представляются основными атрибутивными характеристиками субъекта, которые в своей совокупности формируют такое системное образование, как субъектность. Таким образом, субъект у нас приобретает именно психологическое описание, которое характеризует его сущность и включает в себя основные присущие ему особенности: сознательность, самодетерминированность, целостность мировоззрения.
Разрешить проблему влияния массовой культуры на субъектность позволяет модель, представленная из трех уровней массовой культуры. В современной культурологии принято разделять массовую культуру на три потока (уровня): китч, мид и арт, где первое — это примитивный и низкопробный товар, второе — нечто среднее, а третье — высококачественные произведения [Аблеев, Кузьминская, 2002]. Такое разделение массовой культуры на первый взгляд может показаться не совсем уместным, но оно вполне оправдывает нашу мысль, согласно которой масскульт рассматривается как широкое явление, а потому его невозможно свести к категорическому оценочному определению: только «хорошо» или только «плохо» (как это делают многие ученые). Каждый уровень масскульта — в силу своего отличия от других уровней — по-своему влияет на субъект. Рассмотрим специфику воздействия на субъект каждого уровня массовой культуры в отдельности.
Китч. В отношении китча как низшего уровня можно совершенно однозначно сказать, что он разрушает субъектность, репродуцируя некритическое и нетворческое сознание, функционируя согласно закону экономии интеллектуальных сил. В общем, его воздействие на субъектность представляется максимально тоталитарным, в отличие от других уровней массовой культуры. Мода и реклама в основном функционируют на данном уровне, и эти тенденции являются не только средствами рекламы китча, но и самим его продуктом. Чем более эффективно их функционирование, тем больше людей склонны потреблять именно эту продукцию, поскольку китч, по замечанию
В. В. Гопко, обладает высокой проникающей способностью [Гопко, 2006]. Недаром многие исследователи критикуют массовую культуру, отождествляя ее с китчем: все- таки это самый низменный и в то же время самый широкий в смысле популярности уровень, и эти два его качества — низость и популярность — обеспечили редукцию мас- скульта в глазах большинства ученых до китча.
В смысле широты китча уместно вспомнить теорию естественного отбора, согласно которой сильные побеждают слабых, вследствие чего происходит прогресс. Если же представить ситуацию наоборот, то мы увидим вместо прогресса упадок, декаданс. В данном случае мы понимаем теорию естественного отбора не в классическом смысле (дарвиновском), а именно в культурном (скорее ницшеанском). Наблюдая за гегемонией китча внутри здания современной культуры, мы можем прогнозировать обратный результат естественного отбора; происходит настоящий культурный регресс — «слабые» (т. е. потребители китча) представляют собой в количественном смысле большинство, а потому и превосходство над «сильными». И вместе с редукцией культуры редуцируются также субъектные качества человека.
Современный китч представлен в китч- журналистике (глянцевые журналы, страницы которых испещрены бессодержательными «сенсационными» статьями, и т. д.), музыкальной попсе, низкопробном кинематографе, бульварном чтиве, массовой политике и отчасти в массовом образовании (редукционистское введение тестов или уменьшение требовательности к ученикам). Все эти проявления китч-культуры оказывают негативное воздействие на мировоззрение субъекта, его этические и эстетические ценности, на место которых водружают свои псевдоценности. Всю продукцию китча можно наделить понятиями бездарности, шаблонности, низкокачественности и семиотической простоты. Китч интеллектуально доступен, так как не требует умственного напряжения, и эта простота и доступность создают нерефлексивного, расщепленного субъекта. Можно сказать, что китч ориентирован не на общество, а именно на массы. Главной чертой китча, точнее, целью, выступает коммерциализация; культура и искусство уже не интересны сами по себе, в своей самодостаточности, стали средством заработка, а заработок стал основной ценностью культуры. Но поскольку массы поглощают, как правило, некачественный и низкоинтеллектуальный товар, то в коммерческих целях именно его и стоит производить; так происходит постоянно расширяющееся воспроизводство шир- потребной коммерческой продукции. Эта гегемония китча делает его культурой повседневности.
Китч однозначен. Он подает проблематику предельно упрощенно (редукция — один из его механизмов), опирается на стереотипность сюжетов и идей, ориентируется на обывателя и, оказывая воздействие на социум, осуществляет его массовизацию и десубъективизацию. Этой однозначностью он притупляет способность субъекта к рефлексии и делает из него бездумного робота. Кроме того, он усиливает данную тенденцию своей развлекательной направленностью. По словам М. А. Грекова, субъект уходит в мир иллюзий (компьютерные игры), отчуждается от реальности и, вытесняя бытие, тратит себя на псевдореализацию [Греков, 2008]. Конечно, если индивидуальная история человека, его жизненный опыт всегда были связаны с культурой китча, то у него не было подходящего стимула для развития субъектных качеств, но если он в более зрелом возрасте столкнулся с данной культурой, то он способен отчасти противостоять ее внушениям.
Однако существует еще два уровня — мид и арт. Нельзя сказать, что мода и реклама им абсолютно несвойственны, но их продукты, как правило, рекламируются в меньшей степени. Их потребители сами осознанно выбирают, чему стоит отдавать предпочтение, а чему — нет. Иначе говоря, если китч мас- сифицирует общество, то мид и арт, наоборот, его демассифицируют.
Мид как некая «золотая» середина трудно поддается понятийной репрезентации, тем более границы, существующие между уровнями, отличаются размытостью. Мид можно представить как грань между артом и китчем. Этот уровень массовой культуры можно рассмотреть на примере вкусов современной общественности, тяготеющих к околонаучной литературе.
Если обратить внимание на вкусы современного «интеллектуального» общества, то констатация факта упрощения, редукциони- зации науки вряд ли кого-то удивит. По крайней мере, редукционизм не самой науки как таковой, а той сферы, которой интересуется общественность. Конечно, наука изначально не была предназначена для широких масс и ей должны были заниматься лишь отдельные личности, посвященные, но сопутствующая нашему времени просветительская тенденция в некоторой степени меняет этот классический постулат. Хотя это изменение незначительно, поскольку термин «просветительская» скорее гиперболизирует и оптимизирует данную тенденцию; ей более будет соответствовать термин «околопросветительская». В чем же она заключается?
Народ активно начинает интересоваться литературой, лишь отчасти находящейся в дискурсе науки. Медицина, философия, психология и т. д. При поверхностном рассмотрении можно данное стечение вещей назвать интеллектуализацией масс, однако… Медицина заменена нетрадиционными практиками: шаманизм, ведовство, знахарство вплоть до откровенного оккультизма. Тем самым она уже утрачивает свое первоначальное (научное) название и переходит в другую сферу, околонаучную. Великими философами теперь считаются К. Кастанеда, П. Коэлье, Куатье и т. д. Что же касается психологии, то имеет смысл назвать имена Н. Козлова и Н. Курпатова, книги которых стали бестселлерами. Вполне возможно, что перечисленные явления в какой-то степени дополняют научный дискурс и вносят в него свою лепту. Например, психология давно уже разбилась на два лагеря — практиков и теоретиков, точек соприкосновения между которыми практически не осталось, и у каждого лагеря свои авторитеты. Но сравнительный анализ науки и названных явлений, равно как фиксация полезности / бесполезности последних не является предметом нашего рассмотрения. Факт заключается в том, что общественность испытывает огромный интерес или к предельно редуцированной науке или лишь к околонаучной литературе, к «профанности», выражаясь языком Генона.
По нашему мнению, здесь нечему удивляться. Учитывая напряженный образ жизни современного россиянина и непосредственно с этим связанное состояние культуры в стране, стоит только ожидать повальный эскапизм от интеллектуальной деятельности, желание убежать от таких же напряженных, как и вся жизнь, размышлений, но убежать не к развлечениям пустого китча, а к более цивилизованным видам деятельности. Можно порадоваться за то, что массы хотя бы что-то читают, чем-то интересуются. Этот редукционизм мы не можем назвать китчем как проявлением предельно низкого уровня массовой культуры — если бы книжные магазины вообще закрылись за ненадобностью, это знаменовало бы собой полный упадок, но, к счастью, такого не происходит.
Помимо усталости народа, в качестве причины появления в его среде таких низких (по сравнению с подлинно научным творчеством) интересов, можно назвать, что массмедийность, подстраиваясь под вкусы масс, специально рекламирует то, что последним должно понравиться. Нет смысла вносить в массы труды, например, представителей немецкой классической философии — они все равно их читать не будут; подлинно научная литература обречена на лежание в самых отдаленных уголках библиотек под вековым слоем пыли. Однако вполне логично рекламировать то, что заведомо придется ей по вкусу. Таким образом, круг замыкается. С одной стороны, общественность проявляет познавательную активность в соответствии со своими вкусами, а с другой — эти вкусы специально (в коммерческих целях, конечно) поощряются мас- смедийностью и в некотором смысле ею создаются. Мысль Э. Тоффлера напоминает наше понимание этого замкнутого круга, когда он отмечает: один из критериев культурного разнообразия общества — количество разнообразных книг; чем более стандартизированы вкусы народа, тем меньший ассортимент книжной продукции [Тоффлер]. Другими словами, известный футуролог основной критерий культурного развития общества видит в разнообразии книг. Однако он учитывает только количественный фактор, в то время как фактор качества имеет немаловажное значение: имеется большая разница между тиражированием так называемого «бульварного» чтива в лице сентиментальных романов и широким распространением научно-философской литературы, побуждающей не только к переживаниям, но и к размышлениям.
Общество продолжает интересоваться художественными произведениями, которые целесообразно объединить под общим названием «массовая беллетристика». Массовая беллетристика ориентируется в первую очередь на вкусы читателя, а не на эстетику или авторское самовыражение. Ее главная особенность — занимательность без оказания глубокого влияния на духовный мир субъекта. Данная форма литературы не оказывает ни позитивного, ни негативного воздействия на субъект, — она его развлекает. Но если в таком развлечении, временном отдыхе и отходе от насущных проблем усматривать некоторый психотерапевтический эффект, то массовой беллетристике отчасти можно придать положительный характер влияния на субъект.
В качестве еще одного примера мид- культуры можно привести большинство продукции американского кинематографа. Несмотря на огульную критику американских фильмов, многие из них отличаются невоспроизводимостью благодаря наличию дорогих и качественных спецэффектов, что уже выводит их за рамки китча. Конечно, характер данной кинематографии отличается бедностью духовной, интеллектуальной и моральной составляющих, но в то же время трудно согласиться с их полным отсутствием в таких известных фильмах, как «Зеленая миля», «Контакт», «Форрест Гамп», «Пианист», «Трасса 60» и т. д.
К веяниям мид-культуры также относится адаптация классики к «экранной» культуре, например экранизация «Войны и мира», мода на высокохудожественные произведения. В общем, как отмечает Б. С. Ерасов, для мид-культуры характерно соединение образцов популярной культуры и высокой [Ерасов, 2000].
Мид-культура упрощает продукт высокой культурной традиции, но, занимая срединное положение, не уподобляется китчу, т. е. сохраняет некоторую грань редуцирования. В редукционизме, о котором мы сейчас говорим, несомненно, имеется позитивный аспект. Так, положительное действие научного редукционизма наблюдается в школьном обучении, где крайне неэффективно было бы перегружать сознание детей сложной научной терминологией, а упрощение этого языка обеспечивает эффективность понимания и усвоения. Однако если школьники не могут сразу постигать научный дискурс в его настоящей сложной форме, то массы не хотят этого.
Арт. Конечно, влияние массовой культуры на субъект более или менее легко поддается пониманию, а взаимообратный процесс понять значительно труднее. Если говорить о предельной форме воздействия субъекта на массовую культуру, уместно вспомнить теорию Ф. Ницше о сверхчеловеке, «сокрушителе скрижалей», который возвышается над массовой культурой. Концепция М. Фуко об «основателях дискурсивности» также будет иметь место в данном контексте. Но обе теории требуют от человека не просто подлинных субъектных качеств, а их предельно высокого развития, гениальности, которая присуща лишь небольшому количеству людей. Давать возможность только гению воздействовать на массовую культуру, лишая такой возможности других людей, мы не станем, поскольку подобная концепция кажется нам слишком пессимистичной и обрекающей «всех остальных», не вписываемых в ее рамки, оставаться на уровне пассивных реципиентов, смиренно пропускающих через себя (и внутрь себя) любые воздействия.
Арт-культура направлена на формирование субъекта с присущими ему творческими и интеллектуальными качествами. Когда человек творчески проявляет свою индивидуальность, креативные потенции своего индивидуального стиля, он, выходя за границы дозволенного, занимает место над культурой и перестает быть ее пассивным потребителем; перерастая культуру, он сам начинает ее развивать. Подтверждение этой мысли мы находим в работе А. С. Шарова, который называет творчество взаимопереходом ценностей человека в ценности культуры [Шаров, 2000]. Хотя, по нашему мнению, вместо термина «взаимопереход» более уместным будет слово «переход», так как имеется в виду не двусторонний процесс, а именно интериоризация культурой ценностей отдельного субъекта.
Деятели культуры и искусства — ученые, музыканты, писатели и т. д. — все они в некотором роде влияют на состояние мас- скульта, и каждый из них осуществляет свой вклад в культуру. Но в то же время они, находясь внутри культурного пространства, не могут полностью абстрагироваться от него, что влечет за собой обратное влияние массовой культуры на них, и здесь становится уместным понятие взаимоперехода. В таком случае происходит коммуникация между субъектом и культурой, характеризующая себя двусторонностью, наличием обратной связи. Массы, не являющиеся субъектами, лишены этой коммуникации, и обречены на выполнение роли пассивного потребителя. Здесь и заключено отличие арта от китча. Ценители высокого искусства в своем большинстве люди интеллектуального труда, чей уровень развития позволяет сопротивляться манипуляционным воздействиям извне и совершать осознанный выбор. Арт как форма культуры, будучи, в отличие от китча, менее тиражированным и непонятным для масс, далек от повседневности и являет собой нечто более высокое, духовное, надповседневное.
Мид- и арт-культура, фигурируя в контексте политики, препятствуют распространению политических мифологем и поклонению харизматическим лидерам. Можно сказать, что они противопоставляют себя политическому манипулированию и тотали- зации общественного порядка.
Мы рассматриваем отношения массовой культуры и субъектности как симбиотические. С одной стороны, массовая культура формирует субъектность, оказывая позитивное влияние на индивидуальное развитие. С другой же стороны, масскульт ограничивает эту субъектность определенными рамками, препятствуя ее дальнейшему развитию, достигая которого она могла бы возвыситься над массовой культурой и противопоставить себя последней. Человек не может жить и развиваться без массовой культуры, вообще без культуры как таковой; находясь в отдалении от культуры, он уподобляется животному. Но вместе с тем массовая культура редко позволяет человеку «стать выше себя самой». В этом и заключена диалектичность взаимоотношений массовой культуры и субъекта. И для того чтобы создать четкое разграничение между конструктивным и деструктивным влиянием массовой культуры на субъектность, мы приняли уровневую модель массовой культуры, каждый уровень которой оказывает одно из этих влияний: китч — негативное, мид и арт — позитивное.
Издавна основную роль в окультуривании человека занимали образование и воспитание. Однако в ситуации, когда они сами приняли недостаточно высокий культурный образ, не стоит воспринимать их как неоспоримые авторитеты в контексте повышения общей культуры. В первую очередь необходимо обеспечить нормальное, нередуцированное функционирование обоих процессов формирования личности и полноценного субъекта, для чего требуется вынести их за скобки массовой культуры (по крайней мере, используя термин
А. В. Пронькиной, ее «общепринятых» типов), поставить «по ту сторону добра и зла», в область арт-культуры, граничащей с элитарной. Как отмечает К. А. Овчинникова, особая роль в становлении ответственной, творческой и целостной личности, в ее одухотворении, отведена образованию и воспитанию, определяющих суть общественных изменений [Овчинникова, 2007]. Но важно также знать, что представляет собой современная образовательная и воспитательная деятельность, чтобы понять, в какой степени она способна содействовать становлению подлинного субъекта.
Мы приходим к заключению, согласно которому массовую культуру следует представлять не в виде гомогенного образования, а в виде иерархического конструкта. Изложенные положения дают нам возможность сформулировать основной вывод. Массовая культура оказывает разнородное влияние на субъект, а именно: китч-культура разрушает субъектные качества, мид-культура их сохраняет, арт-культура их развивает. Таким образом, критика, направленная в адрес массовой культуры, далеко не всегда оправданна и может распространяться лишь на отдельные части масскульта, не имея возможности экстраполироваться на весь конструкт.
Список литературы
Аблеев С. Р., Кузьминская С. И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы: Научно-практический вестник. 2002. Вып. 1 (8). С. 39-42.
Гашкова Е. М. Культура: массовая, традиционная, «срединная» // Российская массовая культура конца ХХ века: Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С. 40-41.
Гопко В. В. Воля в массовой культуре: Дис. … канд. филос. наук. Омск, 2006. 148 с.
Греков М. А. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Омск, 2008.
Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учеб. для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.
Колесник М. В. Технический субстрат массовой культуры // Гуманитарные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. С. 25-30.
Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества.
3-е изд., стереотип. М.: КомКнига, 2006. 352 с.
Овчинникова К. А. Человеческое измерение глобализирующегося мира: нравственный аспект: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2007.
Сорокина В. Н. Массовые коммуникации и массовая культура // Российская массовая культура конца ХХ века: Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.160-162.
Тоффлер Э. Футурошок. СПб., 1997. 464 с.
Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 358 с.
Ильин А.Н. Иерархический конструкт массовой культуры и характер его влияния на субъект // Вестник Новосибирского государственного университета. Cерия: Психология Т. 3, вып. 2, 2009. С. 116-122.