В статье дается краткая характеристика ценностной специфики культуры потребления. Доказывается тезис, что консюмеризм — это явление, отрицающее духовность и здоровую нравственность. Ценности имманентного, материального и вещного ставятся выше ценностей трансцендентного. Консюмеризм выступает фактором риска для здорового духовно-нравственного развития человека и общества.
Ключевые слова: культура потребления; общество потребления; символизм; нравственность; духовность.
Современное общество называют потребительским. Однако без потребления тех или иных благ не может существовать ни человек, ни общество. Почему же именно сейчас к социокультурной системе принято применять термин «консюмеризм»?
Объем благ и степень удовлетворяемости потребностей в обществе — условия формирования культуры потребления, а не ее сущность. Консюмеризм локализован не в материальных возможностях, а в сфере желания. Общество потребления — это совокупность отношений, где господствует выступающий смыслом жизни символизм материальных объектов, влекущий потребителей приобретать вещи и тем самым позиционировать свой статус. Потребительство снимает оппозицию между реальностью и знаками. Оно есть практика поддержания иерархизированной знаковости путем отправления социально стратифицирующих жестов. Потребительство — включенная в акт покупки поддержка производства знаков.
Любые товары дискурсивны. Им присуще свойство читабельности. Каждый товар обладает знаком качества не столько себя, сколько своего обладателя. Товар приобретает форму символа, а символ — товара. Главная функция потребительского предмета — означать, осуществлять положительное позиционирование потребителя. Сравнение себя с другими — базовый принцип консюмеризма. Консюмеризм имеет постматериальный характер, поскольку включает в себя как материальный компонент в виде товара, так и надстройку, указывающую на символическое выражение товара, которая диктует вектор отношения к данному товару и его обладателю.
Символически (брендово) насыщенный товар — стратифицирующий маркер, так как роскошное, выходящее за рамки функциональности потребление считается эксклюзивным и достойным уважения. За счет символизма и созданной с помощью дизайна гламуроемкости цена товара возрастает, что создает эффект ценовой спекулятивности.
Приобретение вещей — не столько самоцель, сколько средство приобретения «над-вещной» символически-смысловой реальности. Потребление — идеалистическая практика, имеющая мало общего с удовлетворением подлинных потребностей. Потребление характеризуется расточительностью, которая не является «расточительностью в себе», а выступает формой производства знаковой стоимости, с помощью которой консюмер осуществляет самолегитимацию. Расточительность есть форма накопления траты, которая позволяет поддерживать видимость статуса. Публичная декларация финансового капитала путем его разрушения потребительскими тратами приводит к наращиванию символического капитала, и финансовое богатство перекодируется в символическое.
Зрелищность и символизм знаковой спектаклизации делают общество зрительским и вовлеченным в круговорот симулякров. Общество потребления — это общество всеобщей имиджезации, где коммуникация между людьми осуществляется преимущественно актуализацией потребности в самопрезентации посредством демонстративной расточительно-эпатажной формы. Потребитель использует обладание вещами в качестве средства я-репрезента- ции перед другими людьми. Соответственно, потребление как форма поведения конституируется фокусированием социального внимания. Культура потребления актуализирует и гипертрофирует внешнюю референцию, потребность в признании. Потребительское общество наполняется символической виртуалией, которая становится неотделимой от реальности.
Культура потребления — свойственный современному капиталистическому укладу тип культуры, в которой ценностносмысловым ядром выступает символизм вещей, стимулирующий поведенческие практики демонстративной самопрезентации.
Виртуальный мир имиджей и брендов — «третья природа», которая следует за собственно природой и за миром вещей. Потребительская виртуализация — «второе производство», производство смыслов и управления ими, следующее за производством вещей. «Второе производство» стало самостоятельной областью экономики при технологической развитости производственной сферы. Конструируя человеческие потребности, оно конструирует человека.
Инфраструктура потребления осуществляет специфическую социализацию, продуцируя потребительские желания, выступая мегамашиной производства желаний. В нее включаются многообразие товаров и услуг и их виртуальная надстройка в виде моды, рекламы, брендинга и т. д. Инфраструктура потребления — система производства товаров и услуг, их продвижения и наделения знаково-символическими характеристиками. В ней значимым является не столько производство товаров, сколько конституирование системы «товарных смыслов», которые лежат в совершенно другой плоскости, нежели духовные смыслы.
Инфраструктура потребления производством и рекламой символически насыщенного товара инициирует возникновение фиктивных потребностей, которые находятся в одном смысловом поле с регрессией, с симулякром могущества обладания. Фиктивные потребности часто формируются из сравнения человека с другими людьми, из желания иметь те же товары и пользоваться теми же услугами, что и другие. Потребители оценивают друг друга по обладанию брендовыми товарами. В отличие от фиктивных потребностей, удовлетворение реальных потребностей развивает человека в духовном плане.
Символизм вещей — новая мифология, сменившая собой прежние мифологические формы. Несмотря на стремление отличаться потребитель интегрируется во всеобщую многовариантную, но унифицирующую поведенческую практику. Поскольку вещи наделяются знаками, и их символизм является значимым фактором функционирования культуры потребления, вместо термина «вещизм» более актуален термин «знакизм», означающий абсолютизацию присущих вещам знаков. Над товарным (вещным) фетишизмом надстроился знаковый (символический) фетишизм.
Показное потребление находит свое выражение не только в элементах роскоши, но также в их интеллектуально-эстетической наполненности. Следует различать аутентичное и потребительское восприятие культурных явлений.
Приобщение к произведениям высокого искусства может быть потребительским, если они выступают средствами самопозиционирования человека, который не понимает действительную эстетическую глубину этого искусства и безрефлексивно его потребляет. Окружающая произведение искусства аура престижности и статусности ценится выше самого произведения, затмевает собой и умаляет его настоящую ценность, и ценительство уступает место потребительству.
За счет спроса экономически обеспеченных потребителей цена на произведения искусства растет, даже если эти произведения не вполне соответствуют критериям высокого искусства. Кон- сюмер покупает не вещь, а принадлежность к закрытой для обычных людей социально-экономической группе, высоко оценивающей данную вещь в настоящем времени.
Консюмеризм ограничивается материальным, пренебрегая духовным. Маниакальное стремление к материальной полноте сопряжена с дефицитом духа и эмпатийности в социальных отношениях.
Консюмеризм связан с отсутствием баланса между необходимыми вещами и теми, которые дают чувство удовлетворенности. Потребитель, идентифицируясь со своими вещами, сам становится материалом, потребляемым инфраструктурой консюмеризма, зависимым от модных трендов и от собственных вещей.
Зрелая личность стремится к духовному, а не потребительскому, развитию. Перед ней всегда стоят развивающие цели и идеалы, а сама личность является проектом непрерывного самостановления. В постоянном наличии целей и идеалов, в самопре- возмогании заключен смысл существования человека. Зрелость — это неудача ее полной саморепрезентации, она никогда не конституируется в полностью сформированном виде. Зрелость — принципиально незавершенный проект. Поскольку чувство неудовлетворенности потребителя основано на материально-символической сфере, а его ценностная система фундируется внешними инстанциями, его трудно назвать полноценным субъектом.
Потребитель в материальном плане является гедонистом, но в культурном — аскетом. Гедонистический потребительский идеал зачастую недостижим, так как внушенные потребности опережают имеющиеся возможности. Декларируемые стандарты потребления и соответствующие потребности несовместимы с жизненной реальностью большинства. Инфраструктура потребления производством дурной бесконечности желаний рождает ирреализм ожиданий и стремлений, и, соответственно, формирует феномен отсроченной адаптации, адаптации как стремящегося к реализации, но нереализуемого проекта. Невозможность реализации потребительских стандартов способна вызвать у консюмера аддиктивные или криминальные формы поведения.
Рыночный уклад создает рыночного, экономического человека с устойчивой индивидуалистической направленностью, которая противопоставлена чувству долга, ответственности, восприимчивости к проблемам других людей. Возникла проблема постмодернистского нормативного релятивизма. Культурное релятивистское равенство оборачивается финансово-статусным неравенством.
Индивидуализация — не триумфальное освобождение от коллективистских атавизмов прошлого, а формирование зачастую неоправданно повышенного самолюбия. Возникает господство селфмэйдменовской морали, опирающейся на эгоистически- индивидуалистический волюнтаризм, поверхностность отношений с другими и т. д. Господство консюмеризма представляется победой демократии и прогресса, освобождением от диктата атавистической консервативности, от моноидеологизма, хотя тенденция распространения потребкульта напоминает иную форму моно- идеологизма.
В условиях всеобщей рыночной коммерциализации, когда принцип экономической эффективности сместил принцип культу- роцентричности, система массмедиа подстраивается к массовым вкусам и продуцирует тот материал, который им соответствует. Она является одновременно как зависимой от ценностей и вкусов масс, так и их законодателем. Эстетически, интеллектуально и этически упрощенный материал поддается легкому, а потому и широкому, потреблению. Возникает замкнутый круг, в результате которого происходит массмедийное редуцирование культуры.
В телеэфире наблюдается культ насилия, денег, цинизма, конкуренции, негативной мобильности, героизации преступности, сексуальной распущенности и т. д. Моральный облик СМИ — показатель здоровья общества и культуры. Искусство, пропагандирующее насилие и цинизм, не может называться искусством. Оправдание искусством вседозволенности легитимирует криминал, но деле- гитимирует само искусство. Эстетика защищена от превращения в свое антипроявление, когда она основывается на этике. Нравственная и эстетическая красота искусства — залог духовного подъема в культуре, но и сама эта красота нуждается в спасении.
Медиа формируют в ментальном пространстве реципиентов образ реальности, характерные которому ценности и поведенческие модели реципиенты воплощают в жизнь, тем самым трансформируя реальность в соответствии с образом, сформированным системой масс-медиа. Так ментальная реальность выкраивает по своему лекалу настоящую реальность. Подстраивая свою смысловую инфраструктуру под потребности реципиентов и удовлетворяя их, масс-медиа удовлетворяет те запросы, которые сама конституирует.
Потребитель одновременно ищет прочных и стабильных связей и отказывается от прочности, ответственности и обязательств в угоду своей независимости. В этом заключен один из парадоксов культуры потребления, которая, нивелируя общечеловеческие ценности, разрушает нормальные связи между людьми, а значит, и разрушает стабильность. А желания, которые оно обещает удовлетворить, порождены в том числе желанием стабильности.
Потребительская культура видит расточительность в тех, кто на вершину добродетели ставит именно добродетель и «расточительно» ей отдается. Она абсолютизирует утилитарнопрагматические личностные качества и нормы. Честность, профессионализм, интеллектуальное развитие, трудолюбие, социальный долг, патриотизм, принципиальность уступают дорогу своим антипроявлениям. Человек отдает свою субъектность материальным благам и потребительской инфраструктуре, производящей «желающего человека». В условиях абсолютизации частного интереса возникает моральный парадокс, согласно которому частный интерес лишен защиты от другого частного интереса.
Культура призвана ограничивать страсти, давать критерии отличия добра от зла, истины от лжи, высокого от низкого, благородного от подлого. Культура позволяет противоположным волям компромиссно сосуществовать. Она усиливает социальное в человеке. Культура — условие реализации в человеке человеческого. Но культура потребления эти функции не выполняет.
Необходим проект социального облагораживания, основанный на объективной информатизации общества, отказе от манипуляций и ценностей потребительской культуры. Этот проект вряд ли можно реализовать в условиях рыночной экономики, в режиме рыночной самоорганизации культуры. Спасение от духовного кризиса зависит сегодня от государственной политики, от тенденций в образовании, литературе, живописи, театре, музыке, кинематографе и многих других сфер жизни.
Ильин А.Н. Культура потребления как противоположность духовности // Актуальная теология: религиозная идентичность в региональных социокультурных процессах: материалы II Всероссийской молодежной научно-практической конференции (Омск, 12-13 октября 2015 г.) / [редкол.: Е.В. Кузьмина и др.]. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. С. 78-85.