От модели «квалифицированный потребитель» к модели «понимающей» системы образования

Феномен потребления достаточно подробно представлен в на­учной литературе — философской, куль­турологической, социологической, психо­логической, экономической. Однако его описывают в основном в комплексном виде, без обращения внимания к частным аспек­там потребительства. Автор настоящей статьи подходит к изучению данного фе­номена в строго ограниченном контексте. Этим контекстом выступает образование и образовательная деятельность. В ста­тье с критических позиций обсуждается модель переориентации образования на подготовку квалифицированного потре­бителя. Автор доказывает опасность и зловредность такого вектора реформиро­вания образования. В эпоху информацион­ного общества «текучей современности» образование призвано акцент ставить не столько на знаниях, сколько на феномене понимания. Актуально вместо квалифици­рованного потребителя формировать про­фессионального творца.

Ключевые слова: культура потребления, образование, квалифицированный потребитель, понимание, методологическое мышление.

 

Квалифицированный потребитель — цель системы образования?

Глядя на ход реформ в системе образо­вания, хочется сказать, что происходит некий процесс выравнивания, который сводится к тезису: какое общество — таково и образова­ние. Если российский социум стал потреби­тельским, то и образовательная система при­обретает соответствующие черты. Только нельзя сказать, что она становится таковой вследствие какого-то самоорганизующегося процесса. Именно «сверху» была дана уста­новка на консьюмеризацию образования.

Нет совершенных систем, и в любой можно найти недостатки. Однако советское образование довольно хорошо решало зада­чи подготовки будущего работника, воспита­ния гражданина и многостороннего развития личности. Сейчас система образования пере­ориентируется с этих задач на формирование воспеваемого А. Фурсенко квалифицирован­ного потребителя. Экс-министр в качестве по­рока советской системы образования увидел ее стремление создать человека-творца, а не пользующегося результатами труда других квалифицированного потребителя. Прошед­ший вузовское образование человек, видимо, должен уметь качественно пить, есть и поку­пать гаджеты, не понимая, зачем он их поку­пает. Квалифицированный потребитель вряд ли сможет обслуживать стратегически важные объекты. А если каждый выпускник трансфор­мируется в пользователя-потребителя, неясно, кто станет субъектом производства. Ведь как бы квалифицированно потребитель ни потре­блял, создавать он ничего не будет.

В наше время итак достаточно квалифи­цированных потребителей, которые ведут себя так, будто считают продукты и вещи не соз­данными другими людьми, а данностью, само собой возникающей на полках магазинов, и забывшие о том, что кому-то следует производить обожаемые и алчно потребляемые ими вещи. Стране требуются ресурсы, а если это страна квалифицированных потребителей, по­лучать она их будет из-за границы, откуда да­ром ничего не отдадут. Следовательно, нужно будет их покупать или менять на что-то свое. Но стране потребителей нечего предложить взамен. Ориентация образования на консью­меризм только закрепощает сырьевую зависи­мость России от других стран.

Впрочем, в типично сырьевых экономи­ческих условиях действительно не нужны вы­сококвалифицированные кадры. Они просто не найдут себе применения тогда, когда эко­номика сводится к трубе. Однако совершенно нелегитимен тезис типа «образование должно готовить потребителей, поскольку выстроен­ная нами система экономики-деграданта не нуждается в высококвалифицированных ка­драх». А по сути получается, именно это име­ют в виду реформаторы образования.

Определение путей развития образова­ния и вообще всех социальных сфер зависит от специфики целей, которые ставятся перед образованием. Если целью является форми­рование потребителя как объекта политиче­ских манипуляций, стоит ожидать «особой» модернизации во всех сферах жизни человека и общества. Если раньше целью образования было создание профессионалов и личностей, складывается впечатление, что сегодня основ­ная цель — создание послушного, атомизированного, безответственного, интеллектуально и нравственно несостоятельного общества. Необходим переход от материально потребля­ющего образованца к материально и культур­но творящему образованному человеку. Об­разование призвано интегрировать учащихся в мир творящей культуры, в культуру произ­водства, а не потребления. Дело образования — создавать не просто квалифицированного спе­циалиста, но еще интеллектуально и морально развитую личность.

Высокий образовательный ресурс ну­жен всегда. Образование — та ценность, кото­рая должна быть не единожды достигнута, а сопровождать развитие общества постоянно, ибо она является наиглавнейшим условием его существования и развития. Сегодня об­разование деградирует настолько, что пере­стает производить даже квалифицированного потребителя, взращивая просто потребите­ля, наделенного сверхвысокими амбициями и ожиданиями и ограниченным кругозором. Воспеваемая Фурсенко и его идейными со­юзниками система образования далека от той системы, которая является инструментом дей­ствительного образовывания человека, повы­шения его рациональности и нравственности, средством противостояния различного рода манипуляциям. Будущий образованец — иде­альный объект как коммерческой, так и по­литической рекламы, различных форм про­паганды и манипуляции. Он будет идеальным потребителем, покупающим вещи, которые ему не нужны, берущим кредиты на ненужные вещи и не задумывающимся о том, как он впо­следствии будет погашать кредитные долги.

Удивляет то равнодушие интелли­генции, с которым она принимает доктрину школьной реформы, которую изложил А.А. Фурсенко. Ведь если реформа школы в России дойдет по этой траектории до ее логическо­го конца, то для интеллигенции места в новом обществе не останется в принципе; интеллигент и консьюмер — два принципиально раз­ных социокультурных типа.

Делая ставку на низкий уровень обра­зования, власть решает свои тактические про­блемы (необразованными людьми ведь управ­лять проще) но роет сама себе и обществу яму, если исходить из контекста стратегических проблем. Недостаток квалифицированных ка­дров способен обернуться полным крахом во всех структурах социального развития, и ника­кая модернизация не будет возможна. Страна, не производящая интеллектуальный капитал, вынуждена будет его покупать (возможно, за важные ресурсы или территорию) за границей. Она и ее инфраструктура обречены на упадок. Наконец, трудно комментировать слова чело­века, узревшего в создании человека-творца порок, а в конституировании квалифициро­ванного потребителя — благо. На наш взгляд, такое заявление требует не педагого-культуро­логического комментария, а психиатрическо­го. Жаль, что советское образование отчаянно критикуют те, кто сами его некогда получали.

Важность принципа понимания в кон­тексте образовательной системы

Современному человеку трудно поло­житься на некую традиционную структуру быта, а потому он несет ответственность за выбор образа жизни и за проявляемую или не проявляемую им «ходьбу в ногу со временем». Повседневность сегодняшнего информацион­ного общества теряет связь с надежностью, стабильностью и укорененностью, и все боль­ше связывается с нелинейностью, неизвест­ностью, тревогой, неуверенностью. Выпуск­никами высших учебных заведений должны быть люди, обладающие прежде всего хорошо отточенным методологическим мышлением, а не фактуальными знаниями, которые мало поддаются практическому использованию, быстро устаревают (особенно в эпоху стре­мительного роста знания) и едва ли создают плацдарм для независимости мышления. На основе одной только зубрежки мышление само собой не возникнет. И уж тем более вы­пускниками не должны быть квалифициро­ванные потребители. Если человек мыслит исключительно фактами, он не мыслит или же его мышление направляет выводы в невер­ное русло. Если человек мыслит тенденциями, фактами ход его мышления становится трудно сбить.

Стандарты формального образования обычно отстают, а зачастую очень сильно от­стают от требований общества. Поэтому в условиях школы необходимо воспитывать стремление к самостоятельному образованию, а заодно умение это стремление осуществлять; тем более отставание академической систе­мы образования от насущных социальных нужд — явление нормальное и закономерное. Существует стратегия создания максимально большего запаса знаний по самому широкому спектру общих и специализированных дисци­плин. Однако такая стратегия уступает страте­гии выработки способностей к ориентации во всей системе современных знаний на основе личностно осмысленных критериев выбора каждым индивидом вектора собственного об­разования и формирования субъектом в самом себе страсти к постоянному пополнению зна­ний и их систематизации в своем сознании и практической деятельности. Образованный человек характеризуется развитыми самосо­знанием и рефлексивностью, социальной от­ветственностью, способностью глубоко и все­сторонне осмысливать полученные знания. Основой этого служит творческое мышление. Ведь образование не сводится к потребитель­скому усвоению готовых результатов, а обра­зованность — не застывшая форма знаний.

Принцип непрерывности особо актуа­лен сегодня, в эпоху «текучей современности», быстрого устаревания и смены теоретических истин и практических методик. Непрерыв­ность означает постоянное развитие природ­ных задатков и способностей, расширение кругозора, совершенствование профессио­нальных качеств специалиста, интеллектуаль­ного, этического и эстетического потенциала личности. Образовательная непрерывность является залогом успешной адаптации челове­ка к меняющемуся миру и реализации проекта личностного самоконструирования. Динамич­ный мир требует интеллектуально и профес­сионально динамичного субъекта. Динамич­ность и мобильность человека гарантируют его адекватность, нормальность, адаптированность. Их отсутствие, напротив, выливается в девиантность. Непрерывность качественного образования — залог интеллектуальной и про­фессиональной динамичности. Однако со­временная реформируемая школа очень слабо формирует стремление учиться, а отсутствие социальной справедливости (качественное об­разование как гарантия жизненного успеха) снимает с образованности ту ценность, кото­рой она должна обладать.

Пока студент обучается по одной техно­логии и парадигме, к моменту окончания вуза эта парадигма устаревает, и ей на смену при­ходит новая система знаний — более совершен­ная и адаптированная к реалиям текущего дня. Выпускник оказывается неадаптированным. Мир (особенно современный) — не статичная, а динамическая система, изменчивое бытие, требующее для своего интеллектуального схватывания методологизации мышления, применения поисковых способов исследова­ния. В наш век ускоряющегося НТП, быстро­го устаревания совсем недавнего прошлого (в том числе специальностей) как раз необходи­мо широкое образование, способное дать че­ловеку гибкость в перепрофессионализации и переподготовке в случае изменения конъ­юнктуры рынка труда. Человеку необходимо сложное мышление, соразмерное сложности мира.

Нужны как достаточно обширные зна­ния, так и знание того, как эти знания приме­нить; в ином случае следует говорить о недо­статке соразмерности профессионализма и социальной адекватности. Так что в сегодняш­нем образовании мы находим такие взаимос­вязанные проблемы, как устаревание знания и его излишняя фактуальность в ущерб мето­дологичности. Знание большого числа фактов и концепций вовсе необязательно сопряжено с хорошим умением их анализировать, с ме­тодологической глубиной. Образование при­звано не только давать студенту фактуальные знания, но и учить его мыслить, предоставлять помимо фактов (многие из них действительно бесполезные) методологию.

Проблема знания, его накопления и прироста — далеко не самая актуальная для со­временности. Она была актуальна тогда, когда знаний было мало. Сейчас же, в век глобаль­ного знания (и, соответственно, глобального псевдознания, мифа) в большей степени акту­ализируется проблема понимания. «В школе и университете преподаватели призваны разви­вать творческие способности, учить не знать, а прежде всего понимать» [1, с. 84]. Понима­ние — своего рода продукт методологического мышления. Согласимся с мнением В.Н. Поруса, называющего понимание целью культур­ного бытия человека [5].

Понимание — это надстройка над зна­нием, более высокий уровень, который дости­гается, в первую очередь, не путем простого накопления и прироста знаний, а путем мето­дологического осмысления действительности, зачаток которого мы видим в декартовском им­перативе сомнения. Здесь уместно вспомнить Ф. Ницше, называвшего недоверие пробным камнем, определяющим чистое золото досто­верности [2]. Скептический дух сомнения слу­жит вакциной от догматизации.

Конечно, в информационную эпоху скепсис не является панацеей, но, в отличие от слепой веры и формального набора фактов, он позволяет хотя бы частично отделять зерна от плевел на когнитивном поле, приобретать не столько убеждения, сколько способ приобре­тения убеждений. Так, знание в исторической науке предполагает просто усвоение истори­ческой хронологии, в то время как понимание связано с умением не только увидеть события, но узреть и объяснить тенденции как взаимос­вязи между событиями, причины и следствия событий. Понимание содержит в себе знание в качестве элемента. Знание выступает неко­ей результирующей категорией. Понимание же процессуально, и процесс этот постоянно формирует новое знание. С помощью пони­мания человек находит опору при адаптации к меняющемуся миру. Понимание становится метаориентиром жизни, оно помогает челове­ку остаться в структуре меняющегося бытия, не выпасть из него. Оно приобретает статус — ни много ни мало — инструмента жизни. По­нимание принципов и взаимосвязей с лихвой компенсирует незнание некоторых фактов. И если в свое время Ф. Бэкон отождествлял знание с силой, то сегодня более справедливо отождествлять понимание с силой. Уместен вопрос: не вступили ли мы в некую постбэко- новскую эпоху? Обучение без понимания, без размышления теряет смысл.

Информационное общество возлага­ет на образование функцию формирования опережающей интеллектуальной и професси­ональной адаптации к жизни в условиях стре­мительного прогресса и ускорения перемен.

Соответственно, система образования должна отвечать требованиям конституирования опе­режающей адаптации к жизни, и понимание здесь играет самую важную роль.

Методологичность в образовании

В информационную эпоху актуализиру­ется способность находить нужные сведения, осмысливать и применять их. Для этого требу­ется реализация принципа методологичности, выраженная в переходе от императива памяти к императиву мышления. Ученики при такой образовательной стратегии сами научаются ставить проблемы и решать их, аргументиро­вать свою позицию и конструировать контрар­гументы, задавать вопросы и формулировать ответы, находить аналогии, производить пере­осмысление позиций, рассматривать пробле­мы в определенных контекстах и под разными углами зрения, предлагать творческие реше­ния и, в конечном счете, рассуждать.

Настоящее образование не призвано создавать узконаправленного специалиста: вспоминается шутка про двух специалистов — один по правой ноздре, а другой по левой. На­стоящее образование призвано способствовать формированию у учащегося строгого мышле­ния, последовательности в умозаключениях, многостороннего и глубокого мировоззрения, осмысления сущности фундаментальных про­цессов и их взаимосвязей, а не разрозненных и бессвязных фрагментов. Главная задача состо­ит не в трансляции высокого объема знания, а в обучении методологии осмысления получа­емой информации. Как справедливо отметил В.С. Степин, увеличение объема информации не гарантирует системного мышления [4].

Ситуация формирования специалистов, знающих все больше и больше о все меньшем и меньшем, весьма характерна для нашего времени, — особенно для западных стран, где упрощение образования сводится к научению решать стандартные задачи в узкой области. Мышление студента должно не ограничи­ваться узкой профессиональной областью, а достигать более широких масштабов. Специ­алист узкого профиля создается обучением.

Обучение просто формирует в нем знания и умения, позволяющие осуществлять профес­сиональную деятельность, но не формирует понимания и методологического мышления. Описание аналогичной модели такого специ­алиста мы находим у Х. Ортеги-и-Гассета, который уподобляет его человеку массы, на­зывая невеждой во всем, что не входит в его узкую специальность; вместе с тем он хорошо знает свой крохотный уголок вселенной. Ему свойственны амбиции и авторитет, с которыми он ведет себя во всех незнакомых ему вопро­сах [3]. Нарисованный Ортегой портрет напо­минает образ современного консъюмера.

Системе образования непозволительно строиться на узкой области знаний, ибо осо­бой значимостью обладают не только внутрен­ние содержания различных научных областей в отдельности, но и междисциплинарные сты­ки. Именно на них, а не в отдельных отраслях, совершается много современных научных от­крытий — особенно в наступившую эпоху ин­теграции наук. Слишком гипертрофированная профилизация приводит к низкому культур­ному уровню подготовленности специалиста. Сегодня образование переориентируется с ос­воения глобальных процессов, с направления интереса к значимым для человечества про­блем на узкую прикладную проблематику, что не стимулирует размышления о масштабных проблемах.

Это не значит, что по-настоящему об­разованный человек обязан обладать энцикло­педическими знаниями. В современную эпоху с присущими ей тенденциями стремительно­го накопления информации, роста научного знания, дифференциации наук и расширения специализаций интеллектуалов-энциклопеди- стов, по большому счету, не существует. Не­возможно охватить необъятное, разбираться во всех отраслях постоянно множащегося зна­ния. Чем дальше идет прогресс знаний, тем больше люди заостряются на узких специали­зациях.

Сегодня человек вынужден доверять профессионалам в тех областях, которые охва­тить не способен; это экономит личные усилия и время. Даже ученый, а не просто не связан— ный с наукой человек, утопает в целом море противоречивых сведений, каждое из которых претендует на роль научной истины. Мы не можем полагаться только на личный опыт, и потому вынуждены принимать на веру сведе­ния, полученные не нами. Ситуация гиперин­форматизации открывает новые возможности для манипуляции сознанием, а потому делает особенно актуальным роль методологическо­го мышления, возможность деконструировать массивы неправды и фабрикации, качественно упорядочивать данные. Возрастает значение наукоемкой рекламы и пропаганды от лиц, ко­торые якобы являются экспертами в области пропагандируемого товара и которым поэтому необходимо доверять. Ведь современность характеризуется не только стремительным ро­стом знания, но и не менее стремительным ро­стом псевдознания.

В век информатизации категория «ин­теллектуал» утратила значение. Если раньше — например, в эпоху Нового Времени — таким высоким словом можно было назвать челове­ка, условно говоря, прочитавшего несколько сотен книг — единственных существовавших тогда книг, — то теперь не хватит жизни на то, чтобы проштудировать всю имеющуюся ли­тературу хотя бы по каким-то узким вопро­сам. Но это не означает, что образованность человека измеряется сугубо количественными показателями. Равно как это не указывает на необходимость поставить крест на проблеме интеллектуального (и духовно-личностного, так как культура и нравственность есть неотъ­емлемые аспекты человеческой образованно­сти) развития человека. Образовываясь, чело­век не только постигает онтологию мира, но формирует нравственное сознание, а также по­стигает постижение онтологии мира (выстра­ивает методологию) и, наконец, формирует и организовывает практический опыт. Откры­тия объективной реальности без нравствен­ного совершенствования и без формирования опыта, позволяющего действовать в условиях открытой реальности, явно недостаточно.

Характерный для информационной эпохи факт «потери интеллектуала-энциклопедиста» не оправдывает прагматизации и утилитаризации образования, его узкой спе­циализации, ограничивающей развитие че­ловека только рамками профессиональной сферы. Современный человек обнаруживают свою состоятельность в основном в какой-то узкой области, а потому вынужден постоянно учиться, наращивая как профессиональный, так и культурный капитал. Хотя в условиях информационного и псевдоинформационно­го засилья это делать все труднее, професси­онализм необходимо повышать, идя в ногу с развитием своей профессии и требований к ней, но и одновременно с этим требуется рас­ширять культурный кругозор. Без вовлечения в процесс перманентного образования нет ни достойного специалиста, ни интеллектуально и морально развитой личности.

Одномерный узкий специалист в идеа­ле должен смениться разносторонне развитым творцом. Имеет смысл в образовательной сфе­ре создавать плацдарм для усвоения студента­ми не просто знаний, а знания о знаниях — того самого методологического базиса, выраженно­го в принципе «учись учиться» (или, в более ак­туальном для современности варианте «учись дифференцировать знание и псевдознание, а также находить межпредметные связи»). Об­разование должно формировать методологию мыследеятельности, навык самостоятельного обучения и самостоятельного научного мыш­ления, который позволит существовать в со­временном неопределенном мире, делать вы­бор и брать на себя ответственность за него, проявлять социальную активность и т.д. Ме­тодологичность образования дает специали­сту не просто квалификацию, ограниченную его профессиональной отраслью, а формирует фундаментальную установку сознания, позво­ляющую сохранять нравственность, здоровый рационализм и адаптивность к меняющемуся миру.

Образовательный универсализм не пре­следует цели дать максимально большой объ­ем знаний из разных научных сфер. Его пока­зателем призвано стать овладение системой ориентации в гиперинформационных услови­ях современного мира, создание личностных фильтров, позволяющих отбирать ценное зна­ние, отделять его от ненужного и перманентно пополнять и структурировать личную систему знаний. Для формирования такой культуры избирательности необходимо развитие само­сознания и рефлексии, которые формируют мышление и позволяют глубоко и всесторонне осмысливать и оценивать полученные знания. На основе механического заучивания мышле­ние, самосознание и рефлексия не разовьют­ся. Вместо механической передачи знания необходимо создавать атмосферу свободного поиска истины, сформировать желание у сту­дентов этого поиска, который осуществляется совместными усилиями студентов и препода­вателей.

Высокой самореализации достигает тот, кто кроме постижения специальных знаний постигает методологию постижения знаний. Не просто обученность, переобученность или повышение квалификации, а всестороннее развитие личности (состоящее из воспитания и разностороннего обучения с постижением ме­тодологии) актуально как в индивидуальном, так и в социальном смысле. Именно благода­ря такой всесторонности преобразовывается личность, ее интеллектуальный и нравствен­ный мир, а преобразование личностей ведет к одухотворению общества.

Передача готового знания, да еще реа­лизуемая во фрагментарной форме, вытесняет как развитие методологического мышления, так умение самостоятельно организовывать качественную исследовательскую работу, во­влекаться в поисковую активность, находить и интерпретировать нужную информацию, формировать межпредметные связи, находить способы поведения в нестандартных ситуаци­ях. Пустое копирование готовых результатов не может претендовать на высокий образо­вательный ориентир. Обучение студента ис­пользовать инструментальные средства для решения типовых задач тоже не способно за­нимать этот статус. Образование призвано формировать многомерную картину мира у студента посредством приобщения к живому личностному знанию, в то время как передача готового знания формирует потребительско­репродуктивный тип мышления. Образование, кроме того, призвано воспитывать нравствен­ность, формировать навыки мыслительной и профессиональной деятельности, необходи­мые для осуществления различных социально полезных видов деятельности (не только про­фессиональной).

«Укорененное» образование, данное раз и навсегда, не позволяет адаптироваться к рынку труда и быту в силу своего устарева­ния на фоне «убыстряющейся реальности» с ее текучими условиями и правилами, которые меняются непосредственно в процессе игры бытия. Чтобы стать хорошим специалистом даже в очень узкой сфере, необходимо посто­янно совершенствоваться. Учиться приходит­ся всегда. Поэтому и возникает необходимость в постижении методологичности образования, которая дает возможность готовиться к буду­щему так, чтобы быть к нему готовым. Обра­зование же как процесс представляется в виде эскизного и принципиально незавершаемого проекта, который простирается во всю жизнь и потому сопрягается с самообразованием и дает для его поддержания толчок.

Не стоит забывать, о значимости как универсальных, широкомасштабных зна­ний, так и об узкопрофессиональной квали­фикации, о «техне», связанной с навыками и умениями, и об «эпистеме», связанной с по­ниманием. Именно чрезмерной направленности в сторону профильности скорее всего стоит ожидать от образования, руководимо­го рынком. Невнимание к типу «эпистема», пренебрежение им способствует понижению качества образования. Ведь если человек не способен делать то, чему учит общее (а не про­фильное) образование — качественно выстраи­вать свою мыследеятельность, самостоятельно искать и находить смыслы и т.д., — он рискует отдаться чужому влиянию (пропаганда, рекла­ма), которое может быть крайне вредным как для него лично, так и для общества в целом. В результате, когда образование не решает за­дачи по формированию профессиональной, нравственной, интеллектуально развитой, от­ветственной и самостоятельно мыслящей лич­ности, общество становится массовым и дале­ким от высоких нравственных идеалов.

Соответственно, система образования должна отвечать требованиям конституирова­ния опережающей адаптации к жизни, и по­нимание здесь играет самую важную роль. Без решительной борьбы с потребительской антикогнитивностью, восстановления высокого статуса ученого и серьезной переориентации системы образования массовое формирование страсти к знаниям и стремления к самообразо­ванию не может сформироваться.

 

Примечания

  1. Маслов В. И. Роль образования в современном мире // Век глобализации. 2013. №2. С. 83-92.
  2. Ницше Ф. Странник и его тень. М.: Азбука, 2012. — 224 с.
  3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. Сост., предисл., общ. ред. А. М. Руткевича. М.: Весь Мир, 2000. С. 43-163.
  4. Пирожков В.В. Обсуждение книги академика В.С. Стёпина «Цивилизация и культура»: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2013. №12. С. 3-47.
  5. Порус В.Н. Методологические вызовы психологии (размышления о книге) // Вопросы философии. 2014. №11. С. 52-62.

 

Ильин А.Н. От модели «квалифицированный потребитель» к модели «понимающей» системы образования // Научный вестник НГГТИ №2, 2016. С. 163-170.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *