Реформы образования: результаты и пути подлинной оптимизации

Ключевые слова: образование, реформы, оптимизация, неолиберализм.

На протяжении постсоветского периода экономика и образование стремительно реформировались. Их измене­ние происходило на рыночной основе, что повлекло за собой целый ряд трагичных и даже катастрофичных последст­вий. В свое время не было дано четкого ответа на вопрос о необходимости замены лучшей в мире системы образова­ния на новую, которую положительными характеристиками описать крайне сложно.

Реформы образования в целом, как и его переход на болонские «рельсы» в частности, опираются не на научный анализ, а на далекие от научности политические решения. Решения о векторах реформирования образования выносят чиновники, многие из которых не являются экспертами в этой области. И выносят они эти решения без учета мнений экспертов и ученых-профессионалов. Замечания со стороны ученых и учителей зачастую игнорируются. Нововведе­ния и изменения реализуются антидемократично, хотя изначально декларировался некий принцип демократизации образования. Необходимо, чтобы все значимые предложения представали перед трибуналом Разума и Общества. Оче­видно, что любые предложения по реструктуризации образования и науки следует обсуждать заранее при участии научного и педагогического сообществ. Реализация серьезных социальных перемен требует планирования и разработ­ки совместно с экспертами из соответствующих областей.

При рассмотрении происходящих в системе образования изменений возникает масса вопросов к реформаторам. Ради чего мы уничтожили свою традиционную систему образования? Что конкретно даст нам реформирование? К какой цели мы идем? На что равняемся? Где есть образцовая система образования, по модели которой мы выстраи­ваем свою? Список вопросов можно продолжить.

Реформаторы уходят от ответа на эти вопросы. И неудивительно — ведь они молчат в ответ на любые неудоб­ные для них вопросы, к числу которых относятся далеко не только связанные с образованием и его реформированием. Вопрос — это некое вторжение, раздражающий фактор, рисковый феномен для репутации отвечающего. Ведь когда ответ глуп или бессмыслен, то и сам отвечающий предстает в соответствующем свете. Поэтому вопросов быть не должно, или они должны задаваться так, чтобы широкая общественность не слышала их, а потому адресат имел бы возможность уклониться от ответа. Вот реформаторы и выстроили (в первую очередь путем контроля СМИ) целую систему, защищающую их от вопросов, дающую некое право на молчание. И ведь из-за того, что широкие круги не слышат вопросов, адресованных власти, ее молчания также не слышно. Отмалчиваясь, она не теряет свой рейтинг, так как никто и не знает, что ей кто-то задал вопрос, на который она не смогла ответить.

В лучшем случае, отвечая, представители власти дают всего лишь симулякр ответа, когда говорили о прогрес­сивности Болонской системы, о востребованности российских дипломов на Западе и о прочих трендовых вещах. Ре­формы образования начались давно, но не заметны положительные сдвиги, к которым эти реформы якобы должны были привести. Напротив, отрицательных сдвигов довольно много.

Введенная тестовая система показала свою слабость как способ именно механической проверки знаний. Рос­сийские дипломы, несмотря на присоединение к транснациональной системе образования, не стали востребованными на Западе. Сейчас, в условиях всплеска русофобии в западном мире и усиления антироссийского противостояния, об этом говорить не приходится. Дистантное образование является оксюмороном, поскольку эта облегченная модель нейтрализует многие функции образования, не заменяя их никакими альтернативами. Во многих моментах образова­ние стало чрезмерно «облегченным», предельно мало требовательным к студентам. В первую очередь в частных вузах как в бизнес-структурах проявилась тенденция, согласно которой отчисляют студентов за неуплату, а не за неподго­товленность. Образование стало именоваться рыночным термином «услуга», когда клиент всегда прав. Таким образом самовоспроизводится непрофессионализм, защищенный выданными дипломами. К сожалению, в рамках отдельной статьи нет возможности воспроизвести и аргументировано представить результаты реформ, поэтому отсылаем читате­ля к нашей книге [1].

Реализуемые реформы в образовании не направлены на развитие разносторонней, творческой и нравственной личности. Даже преподаватели теперь должны не столько учить и исследовать, сколько соответствовать без(д)умным требованиям «рентабельности», «эффективности», «оптимизации», «рынку образовательных услуг». Вместе с тем на место каких-либо университетских свобод приходит неоспоримая и необсуждаемая воля «эффективных менеджеров». Аналогичным образом наблюдаются в основном деградационные процессы в результате других проведенных реформ: реформы здравоохранения, реформы ЖКХ, пенсионной реформы, реформы электроэнергетики и т.д. Каждая из них оборачивается ухудшением жизни народа.

Разговоры про модернизацию образования не просто остаются разговорами, слышимыми в эпоху дефицита ре­альных позитивных изменений. Они остаются разговорами в эпоху происходящих изменений, которые реализуются в совершенно ином, даже противоположном векторе по отношению к слышимым в данных разговорах призывам. То, что связано с полноценным развитием школьника и студента, выхолащивается на деле под громогласные высказыва­ния о позитивных изменениях образовательной модели. «Отрицательное реформирование» именуется заботой о ре­бенке, охраной его прав и психики, формированием наиболее способствующих качественному обучению условий, повышением квалификации учителей и преподавателей, борьбой с учительским непрофессионализмом, повышением мотивации детей к учебе и преподавателей к работе. Под действием реформ образование теряет свой потенциал, с помощью которого оно создавало нравственного, честного, умного, творческого, много знающего и умеющего выпу­скника. Происходят явные, ничем, кроме риторики, не прикрытые процессы руинизации образования, науки, а вместе с ними нравственности, культуры и общества в целом.

Система управления образованием попала в зависимость от рыночных условий, бюрократии, откровенного не­вежества реформаторов. Ситуация с образованием в современной России выражает собой далеко не просто фарс. Она связывает воедино фарс и трагедию. Похоже, неолиберальные реформаторы как в контексте экономики, так и в кон­тексте образования научились делать только две вещи — осуществлять разруху и выставлять ее в качестве позитив­ной меры с помощью языкотворчества, слов типа «оптимизация», «модернизация», «инновации» и т.д. Реформаторы, не желая слушать разумные доводы, продолжают утверждать, что их деятельность способствует росту прогрессивно­сти образовательной системы. Когда она под их тщательным влиянием разрушается, они убеждают всех, что она, на­оборот, совершенствуется. Думается, что, даже если она будет разрушена полностью реформизмом и бюрократизмом, деструкторы все равно будут гордо утверждать, что наконец-то создали эффективную систему. Все в соответствии с оруэлловским новоязом: «слом — это творчество», «разрушение — это созидание». «Архитекторы» образования — это, по сути, те же люди, которые, разрушив советскую экономику и не построив новой, вогнали российское общество в нищету, безработицу и деиндустриализацию, а потом гордо вещали, что они вывели Россию на прогрессивный капи­талистический путь. Чем больше вреда они наносят стране, тем крепче их убеждение в благовидности и полезности осуществленной деятельности. Только для кого она благовидна? Для наднациональных элит, для корпоратократии, для наших геополитических противников. Но не для нас как ответственных представителей российского общества, которые хотят развития интеллектуальных и нравственных ресурсов страны.

Если реформы, происходящие в экономике и образовании, называются оптимизацией, не лучше ли начать тре­бовать противоположных нововведений, пусть они в совокупности будут называться антонимично, то есть пессимизацией?

Реформирование свелось к разрушению и инокультурной модификации российского образования. Вместо со­хранения лучшего, которое имелось в прежней системе, именно лучшее ликвидируется. Интеграция системы образо­вания России с системами образования других государств означает отход от традиционного образования. Общество сталкивается со снижением финансовой доступности образования, со снижением его качества, а значит, и с падением уровня жизни.

Усиливающееся неравенство между материально обеспеченными и малоимущими людьми приводит к недос­тупности образования для последних и ограничивает вертикальную мобильность для них, в то время как возможности мобильности для состоятельных людей растут. Снижение доступности образования, равно как и обеднение его внут­ренней составляющей, ведут к деградации общества. Образование в России перестает быть всеобщим, воспитываю­щим и содержательно глубоким. Гарантии прав граждан в области образования сокращаются. Селекция, закрывая двери перед большим количеством подростков, вместе с тем криминализирует общество. Массам отчужденных от науки и образования людей просто некуда податься.

С одной стороны, реформаторы говорят о необходимости построения постиндустриального информационного инновационного общества. Еще в 70-е гг. футурологи типа Э. Тоффлера [2] писали, что в постиндустриальном обществе, в мире «третьей волны» особую роль будут играть наука и образование. Информационное общество описывают как конструкт, в котором основные условия социального, культурного, технического и иных видов воспроизводства зави­симы от научного знания. С другой стороны, происходят процессы, обедняющие образовательный потенциал и ли­шающие науку поддержки. «“Тотальная деинституционализация” общества начинается с ухудшения массового обра­зования — со снижения уровня школьных программ, отказа от дисциплинарного принципа классической школы, при­нижения статуса учителя, разрушения уклада школьного товарищества и дегероизации сознания молодежи, насажде­ния культа силы и вседозволенности» [3, с. 42]. С. Батчиков связывает все перечисленные им тенденции с утверждением дик­тата неолиберализма. Как же следует строить информационное постиндустриальное общество, если объявлена борьба с образованием и наукой?

Как верно заметил заслуженный деятель науки РФ А.С. Запесоцкий, «личность, которая сегодня формируется и выходит во взрослую жизнь, может быть способна к инновациям только в порядке исключения, как Михаил Ломоно­сов, вопреки всему, наперекор судьбе. Нескольких Ломоносовых, может быть, сегодня найдем, но в массовом количе­стве человека мыслящего, творческого, способного на инновации, нравственного страна не будет иметь» [4, с. 37]. В свою очередь, бюрократизация образования решительно отодвигает на задний план талант и гениальность («ломонос­ность») преподавателей. Когда они заняты бумажной работой, им некогда проявлять себя, самореализовываться и, наконец, давать стране, народу плоды своей научной деятельности. Они буквально «заброшены», выражаясь языком экзистенциальной философии, в водоворот «дурной рефлексивности», когда нужно писать вместе с отчетами о работе еще и отчеты об отчетах. Сейчас работа с документами становится более важной и требующей чуть ли не больше вре­мени, чем собственно трудовая деятельность. Банально говорить, что непосредственная работа с учащимися, направ­ленная на их обучение и воспитание, значительно важнее, чем бумажная волокита. Однако очевидную правильность этой простой, можно сказать, азбучной мысли, видимо, не понимают реформаторы

Проблема заключается в самом реформировании. И это — проблема не только образования, но и самых раз­ных сфер жизнедеятельности народа, а также страны, ее сохранения и развития. Текущие «модернизация» и «оптими­зация» ведут лишь к тому, что все большее и большее число «образованных» людей может с абсолютным достоинст­вом провозгласить: «я точно знаю, что ничего не знаю». И эта фраза будет иметь мало содержательных сходств с мыслью, высказанной Сократом.

С таким реформированием образования (не только в России) вовсе неудивительны процессы архаизации и ми­фологизации мышления. Неудивителен рост сектантских абсолютно антирациональных настроений и убеждений, ве­рований в планету Нибиру, в конец света и прочее. В принципе, в связи с массовым деинтеллектуализацией конец света действительно возможен. Только он вряд ли примет ту же самую форму и возымеет те же причины, про которые говорит не отягощенное интеллектом сознание.

Когда падает престиж ученого и преподавателя, когда соответствующим образом реформируется система обра­зования, то ослабляются механизмы трансляции будущим поколениям научного мышления, рациональности, здравого смысла и нравственности. Это приводит к кризису культуры, ее интеллектуальная, этическая и эстетическая планка снижается. Когда целое общество поставлено в условия, при которых ценность учебы подменяется ценностью по­требления, общество деградирует, и наступает социальная катастрофа.

В странах, не обладающих качественной наукой и образованием, продуцируются неполное знание, деформиро­ванная функциональность. Это порождает риск утратить адекватное восприятие реальности, адекватную мировоз­зренческую базу в отношении экономики, политики, геополитики и превратиться из самостоятельного игрока в про­водника интересов более сильных мировых держав. Здесь актуализируется принцип «чем меньше я знаю и умею ана­лизировать информацию, тем в большей степени я работаю на того, кто это делает лучше меня».

К. Маркс, описывая события во Франции середины XIX в., отмечал: «Объявляя налогом на вино неприкосно­венной старую, ненавистную налоговую систему, буржуазия стремилась законом об образовании сохранить в массах старое состояние умов, которое позволяло им терпеть эту налоговую систему» [5, с. 96]. Перефразируя великого мыслителя, следует сказать: российское правительство, реформируя образование, по-видимому, стремится сохранить в массах состояние умов, которое позволяет терпеть другие действия властей против народа. Реформаторы вряд ли не понима­ют последствий принимаемых (анти)образовательных решений. Скорее всего, у них есть некое альтернативное целеполагание, которое не связано с реализацией образованием его истинных функций.

Государство обязано осуществлять заботу о народе в разных областях. Но для этого оно должно быть социаль­ным государством, далеким от того образца, который проповедует неолиберальная идеология. Оно обязано на относи­тельно уравнительной основе обеспечивать людей доходом, работой и доступом прежде всего к таким жизненно важ­ным институциям, как качественное образование и медицина. Только в таком случае его можно называть социальным государством.

Далеко не все ценности позволительно регулировать рынком и ставить на продажу. Когда происходит тоталь­ная либерализация, социальный мир уничтожается рынком. Государство является несовершенным. Но есть функции, которые способно реализовывать только оно и которые оно ОБЯЗАНО реализовывать. Оно призвано отвечать не пе­ред некоей группой людей, использующих общество ради своих выгод, а перед всем обществом.

России необходима модернизация не только технической сферы, но также общества и человека. Без необходи­мого вектора преобразования человека и общества модернизация невозможна в принципе. Нужна четко сформулиро­ванная национальная идея, однозначно представленный образ будущего, а вместе с ними — скорректированная образо­вательная политика и образ будущего российского образования с его целями и методами. Главенствующее положение в национальной политике следует отдать таким ценностям, как социальная справедливость, солидарность, патрио­тизм, ответственность, чувство долга, человеческое достоинство, гуманизм, совесть, честность, отзывчивость, разно­стороннее развитие человека. Понятно, что данные ценности требуют не декларативности, а реальной реализации, в том числе посредством системы образования. Но в таком случае последнюю необходимо подвергнуть серьезной кор­ректировке.

Необходимо взяться за изменение основ образовательной системы таким образом, чтобы эта система станови­лась на самом деле ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ и прогрессивной. Образование — категория не только интеллектуальная, но и нравственная. С его помощью рождается духовность человека, позволяющая утверждать доброе, разумное, вечное.

Оно формирует личность, несущую ответственность перед обществом, готовую и способную реализовывать общест­венно полезную деятельность. Образование — высшая ценность, объединяющая ум и сердце. Основные функции обра­зования: развивать методологическое мышление, формировать систему смыслов и нравственных норм, давать про­фессиональные знания, умения и навыки. Образование — это совершенствование ума и сердца. Оно дает обширные знания, умения и навыки и благородство души. Знания и методологичность мышления составляют теоретический блок, умения и навыки — деятельностно-практический, а благородство души — морально-нравственный. Понятно, что теория, практика и мораль в реальной жизни трудноразличимы. Они переходят друг в друга и взаимно питают друг друга.

Если общество и государство настроены на заботу о будущем, им необходимо делать ставку на соответствую­щее образование молодежи. В случае же недооценки роли образования в социальном развитии общество заплатит слишком высокую цену.

Национальное богатство выражается не только в запасах сырья и прочих материальных показателях. Также — и в значительно большей степени — национальное богатство выражено в качественной системе образования (обучения и воспитания), в большом количестве образованных людей. Ведь главные ресурсы России — не газ с нефтью, а люди, обладающие широким кругозором, глубокой нравственностью, творческим потенциалом, гибким мышлением, высо­ким интеллектом и профессиональными навыками. Они готовы учиться, хотят учиться и работать, стремятся стать профессионалами высшего уровня.

Трудно говорить о массовости и эффективности социального протеста против реформ. Социальное противо­действие разрушению образования малочисленно, децентрализованно, и потому реформаторы его игнорируют. Они делают это не из-за отсутствия реальных проблем в сфере образования, а из-за того, что людей, активно выражающих свое недовольство реформами, крайне мало и они, будучи деконсолидированными, не представляют единого фронта, реальной силы.

В органы государственной власти неоднократно отправлялись обращения академиками, членами-корреспон- дентами РАН, заслуженными деятелями науки и образования, учителями, преподавателями вузов. В посланиях крити­ковались проводимые реформы, высказывались требования прекратить «демонтаж» образования. Эти резолюции при дальнейшей разработке мер государственной политики в сфере образования остаются неуслышанными.

Ученому сообществу настало время почувствовать себя действительным сообществом — солидарным, идейно и организационно консолидированным, осознающим свои интересы и готовым выступать за их защиту. Ему необходи­мо единым фронтом отойти от состояния безразличия («социального болота»), отказаться от конформизма и услужли­вости, перестать верноподданно обслуживать интересы тех, кто не заинтересован в развитии науки, образования и, соответственно, общества. Интересы ученого сообщества призваны коррелировать с интересами общества и страны.

Есть такое шутливое словосочетание — «образование, несовместимое с жизнью». Нам необходима модель обра­зования, совместимая с общественной жизнью и эту жизнь улучшающая. Тогда обретет актуальность фраза «Являюсь образованным человеком — следовательно, существую». Или более конкретная формулировка: «Мыслю, анализирую, нравственно поступаю, умею и хочу трудиться — следовательно, существую».

Помешать происходящему способно только действительно заботящееся о себе и о своих детях гражданское общество. Пока оно слабо и разрозненно. Для ликвидации переполнивших систему образования деструктивных ново­введений требуется разработка и реализация целостной и четкой программы настоящего реформирования образова­тельной системы. Но без влияния на власть снизу любая — даже самая продуманная — программа останется гласом во­пиющего в пустыне.

Наши рекомендации не опираются на принципиальное создание чего-то нового. Как говорится, новое — это хо­рошо забытое старое. Важными могут быть рекомендации не только по созданию новизны, но также и по воздержа­нию от разрушения «архаизмов». В некоторых случаях лучшая реформа — это отказ от реформ, использование «отри­цания отрицания», то есть ликвидация инициатив, разрушающих образовательную систему. Когда появляются новые модели, техники и технологии, их следует всегда подвергать критической рефлексии и наиболее значимые их них внедрять в уже существующую систему. Итак, необходимо:

  1. снизить уровень бюрократизированности образования, пересмотреть балльно-рейтинговую систему и прочие сомнительные чисто количественные меры контроля;
  2. отойти от Болонской системы в целом, от ЕГЭ и абсолютизации тестовых методик, вернуться к классиче­ским методам сдачи зачетов и экзаменов;
  3. отказаться от коммерциализации образования, обеспечить значительно более серьезную финансовую под­держку образовательных институтов. Речь идет о финансировании именно образования, а не губящих образование реформ. Так удастся обеспечить материальную доступность (бесплатность) образования и тем самым затормозить процесс социального, экономического и интеллектуального расслоения. Так удастся защитить образование и науку от разложения, вызванного коммерциализацией и недофинансированием. Инвестиции в образование не являются расхо­дами, так как чем более образован человек, тем больший вклад в развитие страны он может внести;
  4. помнить, что финансирование требуется не только прикладным разработкам, но и фундаментальной науке. Недопустимо материально дискриминировать ее;
  5. в целом повысить уровень финансирования науки, помня, что ее разработки создают добавленную стои­мость, что основанные на науке технологии сокращают капиталоемкость производства, запускают экономические прорывы, что знание — это богатство и основа развития;
  6. обеспечить новую модель цензуры для средств массовой информации. Нужна решительная информационная борьба с культивированием ценностного поля потребительской культуры (а точнее, потребительского бескультурья). Тогда ценности, связанные с образованием и развитием (в самом широком смысле этого слова), предстанут более вос­требованными, чем культивируемые потребкультом ценности индивидуализма, эгоизма, высоких амбиций (не под­крепляемых высокой квалификацией), коррупции, связей и знакомств вместо профессионального мастерства;
  7. инициировать положительное позиционирование ученых, учителей и преподавателей вместо демонстрации звезд шоу-бизнеса и различных представителей так называемого креативного класса. Это нововведение создаст пози­тивный имидж работников научной и образовательной сферы в глазах наиболее широких общественных групп, вернет им социальный статус и престиж. Оно сформирует притягательный имидж науки, профессионализации и обучения, возведет их в ранг неоспоримых социальных ценностей;
  8. к позитивной имиджезации добавить действительное повышение социального статуса учителя и ученого в экономическом плане;
  9. бороться с коррупцией в сфере образования, в том числе с «узаконенной» коррупцией (написанием квалифи­кационных работ за деньги);
  10. отказаться от продвижения бессодержательных подходов и концептов типа компетентностного подхода и представления образования как услуги;
  11. отойти от инициатив, нарушающих принцип светскости в школе;
  12. отойти от так называемой демократизации школы и, соответственно, от происходящего процесса содержа­тельного обеднения образования, от апологии его легкости и интеллектуальной (а не материальной) вседоступности, от «педагогики вседозволенности». Конечно, это не означает, что учителю следует отбросить в сторону метод стиму­лирования ученика к высказыванию собственного мнения относительно тех или иных проблем, обсуждаемых в рам­ках курса. Это означает в первую очередь отказ от постановки оценок за плату, а не за знания;
  13. прислушиваться к мнению ученых, педагогов и заинтересованных представителей общественности при принятии решений в деле управления образованием и наукой, смело обращаться к общественному диалогу;
  14. вернуть образованию его воспитательную функцию, которая формирует в обществе здоровую нравствен­ность;
  15. сделать образование содержательно насыщенным, качественным, стимулирующим методологическое мыш­ление, понимание, рефлексию, создающим не только знающего и умеющего, но и думающего человека. Если Ф. Бэкон сказал «Знание — сила», то в нынешней «текучей современности» (по З. Бауману), когда приходится постоянно учить­ся для эффективной адаптации к обществу, наиболее адекватным лозунгом будет: «Понимание — сила»;
  16. снизить долю дистанционности в образовании.

К сказанному добавим тезис о необходимости повышения социальной ответственности политических элит, четкого определения государственной программы развития и построения в соответствии с ней модели образования. Без национальной — подлинно социалистической — идеи страна находится в состоянии «не знаю, куда иду». Вспоми­нается кэрролловское «Если не знаешь, куда хочешь попасть, тогда все равно, куда идти». Необходим четкий курс, который вместо неолиберальной new бездны или неясности приведет к новым берегам с плодородной почвой.

Конечно, данный список рекомендаций не стоит воспринимать как абсолютно полный. Для создания исчерпы­вающего перечня надо продолжать анализировать проблемы и пути их решения. Однако предложенные рекомендации — это эскиз подлинного, эффективного и социально необходимого реформирования образования, его настоящей мо­дернизации.

С одной стороны, без качественного и доступного (то есть противоречащего неолиберальным установлениям) образования невозможно построить общество будущего, которому будут присущи качества, формируемые достойной образовательной системой — умение мыслить; желание учиться; высокий уровень знаний, умений и навыков; доста­точный моральный облик и т. д. С другой стороны, без ухода от рыночных догм в целом невозможно привести систему образования в желаемое состояние. Аналогичным образом, нецелесообразно рассматривать негативное реформирова­ние образования в отрыве от других антинародных проектов властей в иных областях жизни: приватизация госсобст­венности, пенсионная реформа, борьба с социальными правами, оптимизация медицины, сохранение сырьевого и пе­риферийно-капиталистического состояния страны.

Философия Просвещения делала упор на разум как на средство, способное улучшить мир и человека. Конечно, во многом просветители переоценивали роль разума (вспомним «Диалектику Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно), однако сегодня наблюдается дефицит просвещения как такового. Глядя на господство тотальных реклам­ных и пропагандистских манипуляций, вещизма, социальной инженерии, морального обнищания и роста всяких реак­ционных идеологий (в том числе возрождения астрологии, нумерологии, эзотерики и прочего мистицизма), складыва­ется впечатление, что этому миру требуется чуть больше Просвещения, чем у него имеется в наличии.

Важно активное участие общества в политике и продвижение необходимых проектов — необходимых обществу, а не отдельным чиновникам, олигархам или транснациональному капиталу. Общество должно стимулировать власти вспомнить и реализовать то, что, в частности, выражено словами В.И. Ленина, сказанными в 1923 г.: «Народный учи­тель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе.

Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неук­лонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения» [6, с. 365-366].

У. Черчилль сказал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только меч­тать» [7]. Тут есть о чем подумать относительно реальной социальной значимости учителя. Аналогичное значение пред­ставителям обсуждаемой, несомненно благородной, профессии придавал канцлер Бисмарк, говоря, что франко-прус­скую войну выиграл учитель.

Именно учитель и ученый строят общество. Сегодня, в условиях международной напряженности, эта мысль от­личается крайней актуальностью. Объявленные против России санкции показали, что страна стоит перед необходимо­стью самостоятельного развития. Ей следует перестать ориентироваться на экспорт и «технологичный импорт». Дале­ко не все жизненно необходимое можно в таких условиях приобрести из-за рубежа. Тем более сложно импортировать не готовые изделия, а технологии создания изделий. Поэтому для действительного импортозамещения, а не объявлен­ного «на бумаге», следует отходить как от образования «галочек и приписок», так и от соответствующего типа (не­олиберальной) экономики. Суверенная, стремительно развивающаяся Россия — это та, где социально-ориентированная экономика, в противовес рыночно-антисоциальной, будет перемежаться с качественным и доступным образованием и эффективно поддерживаемой наукой. В ней статус ученого и учителя будет поддерживаться как «идеально» (в сред­ствах массовой информации), так и материально. Без такого поворота политики едва ли возможно себе представить дальнейшее развитие страны.

1. Ильин А.Н. Образование, поверженное реформами. — М.: Университетская книга, 2020. — 392 с.

2. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ACT, 1999. — 781 с.

3. Батчиков С. Путин и хаос глобализации // Путин: в зеркале «Изборского клуба». Кн. 2. (Коллекция «Изборского клуба»). — М.: Изборский клуб; Книжный мир, 2015.

4. Куда идет российская культура? (материалы круглого стола) // Вопросы философии. — М., 2010. — № 9.

5. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. — М. АСТ: 2021.

6. Ленин В.И. Странички из дневника // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд. Т. 45. — М.: Изд-во политической ли­тературы, 1970. 

7. 30 колких мудростей Уинстона Черчилля. — https://www.adme.ru/svoboda-kultura/30-kolkih-mudrostej-uinstonacherchillya- 813610/

Ильин А.Н. Реформы образования: результаты и пути подлинной оптимизации // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 18. Материалы XXII Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч. 2 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2023. – Ч. 2. С. 381-386.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *