Исходя из разделения массовой культуры на три уровня (китч, мид, арт), в статье проводится анализ проявления субъектности на каждом из них. Основная мысль заключается в том, что на уровне китча субъект разрушается, на уровне мида он сохраняется, а на уровне арта развивается.
Ключевые слова: массовая культура, субъектность, уровни массовой культуры, китч, мид, арт.
Массовая культура — это явление, охватывающее весь общественный организм в целом. Многие ученые, посвятившие труды ее рассмотрению, относятся к мас- скульту предельно критически. Так, его зачастую критикуют за пропаганду потребительского стиля жизни, гедонистическую направленность, конституирование безрефлексивного человека и т. д. Однако вследствие всеохватности данная демонизация масскульта лишается всякого смысла: создается впечатление, что тенденция критиковать масскульт благодаря его «массовой» распространенности является одним из элементов самого масскульта.
Проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы, представив массовую культуру в виде иерархического конструкта, проанализировать характер ее влияния на субъектные качества личности. Под субъектом понимается творец своего жизненного пути, обладающий высшим уровнем целостности, сознательности и автономности (независимости), способный к самодетерминации и занимающий активную деятельную и мировоззренческую позицию по отношению к себе и окружающему миру, позволяющую ему развиваться в процессе жизнедеятельности. Субъект — зрелая личность, способная к творчеству и рефлексии. Целостность (мировоззренческой позиции), автономность (способность к самодетерминации) и осознанность представляются основными атрибутивными характеристиками субъекта, которые в своей совокупности формируют такое образование, как субъектность.
Разрешить проблему влияния массовой культуры на субъектность позволяет модель масскульта, представленная из трех уровней. В современной культурологии принято разделять массовую культуру на три потока (уровня): китч, мид и арт, где первое — это примитивный и низкопробный товар, второе — нечто среднее, а третье — высококачественные произведения [1]. Такое разделение массовой культуры может показаться не совсем уместным, но оно вполне оправдывает нашу мысль, согласно которой масскульт рассматривается как широкое явление, а потому его невозможно свести к категорическому оценочного определению: только хорошо или только плохо. Каждый уровень масскульта по-своему влияет на субъект, а соотношение всех трех уровней, их одновременное сосуществование разрывает субъект на части путем трехвекторного воздействия на него.
Китч
В отношении китча как низшего уровня можно совершенно однозначно сказать, что он разрушает субъектность. В общем его воздействие на субъектность представляется максимально тоталитарным, в отличие от других уровней массовой культуры. Мода и реклама в основном функционируют на данном уровне, и эти тенденции являются не только средствами рекламы китча, но и самим его продуктом. Чем более эффективно их функционирование, тем больше людей склонны потреблять именно эту продукцию, поскольку китч, по замечанию В.В. Гопко, обладает высокой проникающей способностью [2]. Недаром многие исследователи критикуют массовую культуру, отождествляя ее с китчем: все-таки это самый низменный и в то же время самый широкий в смысле популярности уровень, и эти два его качества — низость и популярность — обеспечили редукцию масскульта в глазах большинства ученых до китча.
В смысле широты китча уместно вспомнить теорию естественного отбора, согласно которой, сильные побеждают слабых, вследствие чего происходит прогресс. Если же представить ситуацию наоборот, то мы увидим вместо прогресса упадок, декаданс. В данном случае мы понимаем теорию естественного отбора не в классическом смысле (дарвиновском), а именно в культурном (скорее ницшеанском). Наблюдая за гегемонией китча внутри здания современной культуры, мы можем прогнозировать обратный результат естественного отбора; происходит настоящий культурный регресс — «слабые» (то есть потребители китча) представляют собой в количественном смысле большинство, а потому и превосходство над «сильными». И вместе с редукцией культуры редуцируются также субъектные качества человека.
Современный китч представлен в китч-журналистике (глянцевые журналы, страницы которых испещрены бессодержательными «сенсационными» статьями и т. д.), музыкальной «попсе», низкопробном кинематографе, бульварном чтиве, массовой политике и отчасти в массовом образовании (редукционистское введение тестов или уменьшение требовательности к ученикам). Все эти проявления китч-культуры оказывают негативное воздействие на мировоззрение субъекта, его этические и эстетические ценности, на место которых водружают свои псевдоценности. Всю продукцию китча можно наделить понятиями бездарности, шаблонности, низкокачественности и семиотической простоты. Китч интеллектуально доступен, так как не требует умственного напряжения, и эта простота и доступность создают нерефлексивного, расщепленного субъекта. Можно сказать, что китч ориентирован не на общество, а именно на массы. Главной чертой китча — точнее, целью, — выступает коммерциализация; культура и искусство уже не интересны сами по себе, в своей самодостаточности, а стали средством заработка, как и заработок стал основной ценностью культуры. А поскольку массы поглощают, как правило, некачественный и низкоинтеллектуальный товар, то в коммерческих целях именно его и стоит производить; так происходит постоянно расширяющееся воспроизводство ширпотребной коммерческой продукции. Эта гегемония китча делает его культурой повседневности.
Китч однозначен. Он подает проблематику предельно упрощенно (редукция — один из его механизмов), опирается на стереотипность сюжетов и идей, ориентируется на обывателя и, оказывая воздействие на социум, осуществляет его массовизацию и десубъ- ективизацию. Этой однозначностью он притупляет способность субъекта к рефлексии и делает из него бездумного робота. Кроме того, он усиливает данную тенденцию своей развлекательной направленностью. По словам М.А. Грекова [3], субъект уходит в мир иллюзий (компьютерные игры), отчуждается от реальности и, вытесняя бытие, тратит себя на псевдореализацию.
Однако существуют еще два уровня — мид и арт. Нельзя сказать, что мода и реклама им абсолютно несвойственны, но их продукты, как правило, рекламируются в меньшей степени. Их потребители сами осознанно выбирают, чему стоит отдавать предпочтение, а чему — нет. То есть, если китч массифицирует общество, то мид и арт, наоборот, его демассифицируют.
Мид
Мид как некая «золотая» середина трудно поддается понятийной репрезентации, тем более границы, существующие между уровнями, отличаются размытостью. Мид можно представить как грань между артом и китчем. Этот уровень массовой культуры можно рассмотреть на примере вкусов современной общественности, тяготеющих к околонаучной литературе.
Если обратить внимание на вкусы современного общества, то констатация факта упрощения, редукционизма науки вряд ли кого-то удивит. По крайней мере, редукционизм не самой науки как таковой, а той сферы, которой интересуется общественность. Конечно, наука изначально не была предназначена для широких масс и ей должны были заниматься лишь отдельные личности, посвященные, но сопутствующая нашему времени просветительская тенденция в некоторой степени меняет этот классический постулат. Хотя это изменение незначительно, поскольку термин «просветительская» скорее гиперболизирует и оптимизирует данную тенденцию; ей более будет соответствовать термин «околопросветительская». В чем же она заключается?
Общественность активно начинает интересоваться литературой, лишь отчасти находящейся в дискурсе науки. Медицина, философия, психология и т. д. При поверхностном рассмотрении можно данное стечение вещей назвать интеллектуализацией масс, однако… Медицина заменена нетрадиционными практиками: шаманизм, ведовство, знахарство вплоть до откровенного оккультизма. Тем самым она уже утрачивает свое первоначальное (научное) название и переходит в другую сферу, околонаучную. Великими философами теперь считаются К. Кастанеда, П. Коэльо, Куатье и т. д. Что же касается психологии, то имеет смысл назвать имена Н. Козлова и Н. Курпатова, книги которых стали бестселлерами. Вполне возможно, что перечисленные явления в какой-то степени дополняют научный дискурс и вносят в него свою лепту. Например, психология давно уже разбилась на два лагеря — практиков и теоретиков, точек соприкосновения между которыми практически не осталось, и у каждого лагеря свои авторитеты. Но сравнительный анализ науки и названных явлений, равно как фиксация полезности/беспо- лезности последних, не является предметом нашего рассмотрения. Факт заключается в том, что общественность испытывает огромный интерес или к предельно редуцированной науке, или лишь к околонаучной литературе, к «профанности», выражаясь языком Р. Генона.
Эти явления можно считать вполне естественными. Учитывая напряженный образ жизни современного россиянина и непосредственно с этим связанное состояние культуры в стране, стоит только ожидать повального эскапизма от интеллектуальной деятельности, желания убежать от таких же напряженных, как и вся жизнь, размышлений, но убежать не к развлечениям пустого китча, а к более цивилизованным видам деятельности. Можно порадоваться за то, что массы хотя бы что-то читают, чем-то интересуются. Этот редукционизм мы не можем назвать китчем как проявлением предельно низкого уровня массовой культуры — если бы книжные магазины вообще закрылись за ненадобностью, это знаменовало бы собой полный упадок, но, к счастью, такого не происходит.
Помимо усталости народа, в качестве причины появления в его среде таких низких (по сравнению с подлинно научным творчеством) интересов можно назвать массмедийность, которая, подстраиваясь под вкусы масс, специально рекламирует то, что последним должно понравиться. Нет смысла вносить в массы труды, например, представителей немецкой классической философии — она все равно их читать не будет; подлинно научная литература обречена на лежание в самых отдаленных уголках библиотек под вековым слоем пыли. Однако вполне логично рекламировать то, что заведомо придется ей по вкусу. Таким образом, круг замыкается. С одной стороны, общественность проявляет познавательную активность в соответствии со своими вкусами, а с другой — эти вкусы специально (в коммерческих целях, конечно) поощряются массмедийностью. Положительное действие научного редукционизма наблюдается в школьном обучении, где крайне неэффективно было бы перегружать сознание детей сложной научной терминологией, а упрощение этого языка обеспечивает эффективность понимания и усвоения. Однако если школьники не могут сразу постигать научный дискурс в его настоящей сложной форме, то массы просто не хотят этого.
Общество продолжает интересоваться художественными произведениями, которые целесообразно объединить под общим названием «массовая беллетристика». Массовая беллетристика ориентируется в первую очередь на вкусы читателя, а не на эстетику или авторское самовыражение. Ее главная особенность — занимательность без оказания глубокого влияния на духовный мир субъекта [5]. Данная форма литературы не оказывает ни позитивного, ни негативного воздействия на субъекта, — она его развлекает. Но если в таком развлечении, временном отдыхе и отходе от насущных проблем усматривать некоторый психотерапевтический эффект, то массовой беллетристике отчасти можно придать положительный характер влияния на субъекта. К ней следует отнести получившие распространение романы Д.Х. Чейза, Г. Мастертона или С. Кинга. Примерами из отечественной литературы могут послужить книги Н. Перумова, С. Лукьяненко и т. д.
В качестве еще одного примера мид-культуры можно привести большую часть продукции американского кинематографа. Несмотря на огульную критику американских фильмов, многие из них отличаются невоспроизводимостью благодаря наличию дорогих и качественных спецэффектов, что уже выводит их за рамки китча. Конечно, характер данной кинематографии отличается бедностью духовной, интеллектуальной и моральной составляющих, но в то же время трудно согласиться с их полным отсутствием в таких известных фильмах, как «Зеленая миля», «Контакт», «Форрест Гамп», «Пианист», «Трасса 60» и т. д.
К веяниям мид-культуры также относится адаптация классики к «экранной» культуре, например экранизация «Войны и мира», мода на высокохудожественные произведения. В общем, как отмечает Б.С. Ерасов, для мид-культуры характерно соединение образцов популярной культуры и высокой [4].
Арт
Конечно, влияние массовой культуры на субъекта более или менее легко поддается пониманию, а взаимообратный процесс понять значительно труднее. Если говорить о предельной форме воздействия субъекта на массовую культуру, уместно вспомнить теорию Ф. Ницше о сверхчеловеке, «сокрушителе скрижалей», который возвышается над массовой культурой. Концепция М. Фуко об «основателях дискурсивности» также будет иметь место в данном контексте. Но обе теории требуют от человека не просто подлинных субъектных качеств, а их предельно высокого развития, гениальности, которая присуща лишь небольшому количеству людей. Давать возможность только гению воздействовать на массовую культуру, лишая такой возможности других людей, мы не станем, поскольку такая концепция кажется нам слишком пессимистичной и обрекающей «всех остальных», не вписываемых в ее рамки, оставаться на уровне пассивных реципиентов, смиренно пропускающих через себя (и внутрь себя) любые воздействия.
Арт-культура направлена на формирование субъекта с присущими ему творческими и интеллектуальными качествами. Когда человек творчески проявляет свою индивидуальность, креативные потенции своего индивидуального стиля, он, выходя за границы дозволенного, занимает место над культурой и перестает быть ее пассивным потребителем; перерастая культуру, он сам начинает ее развивать. Подтверждение этой мысли мы находим в работе А.С. Шарова, который называет творчество взаимопереходом ценностей человека в ценности культуры [6. С. 147]. Хотя, по нашему мнению, вместо термина «взаимопереход» более уместным будет слово «переход», так как имеется в виду не двусторонний процесс, а именно интерио- ризация культурой ценностей отдельного субъекта.
Деятели культуры и искусства — ученые, музыканты, писатели и т. д. — в некотором роде влияют на состояние масскульта, и каждый из них осуществляет свой вклад в культуру. Но в то же время они, находясь внутри культурного пространства, не могут полностью абстрагироваться от него, что влечет за собой обратное влияние массовой культуры на них, и здесь становится уместным понятие взаимоперехода. В таком случае происходит коммуникация между субъектом и культурой, характеризующая себя дву- сторонностью, наличием обратной связи. Массы, не являющиеся субъектами, лишены этой коммуникации и обречены на выполнение роли пассивного потребителя. Здесь и заключено отличие арта от китча. Ценители высокого искусства в своем большинстве люди интеллектуального труда, чей уровень развития позволяет сопротивляться манипуляционным воздействиям извне и совершать осознанный выбор. Арт как форма культуры, будучи, в отличие от китча, менее тиражированным и непонятным для масс, далек от повседневности и являет собой нечто более высокое, духовное, надповседневное.
Мид- и арт-культура, фигурируя в контексте политики, препятствуют распространению политических мифологем и поклонению харизматическим лидерам. Можно сказать, что они противопоставляют себя политическому манипулированию и тотализации общественного порядка.
Мы рассматриваем отношения массовой культуры и субъектности как симбиотические. С одной стороны, массовая культура формирует субъектность, оказывая позитивное влияние на индивидуальное развитие. С другой, масскульт ограничивает эту субъектность определенными рамками, препятствуя ее дальнейшему развитию, достигая которого она могла бы возвыситься над массовой культурой и противопоставить себя последней. Человек не может жить и развиваться без массовой культуры, вообще без культуры как таковой; находясь в отдалении от культуры, он уподобляется животному. Но вместе с тем массовая культура редко позволяет человеку «стать выше себя самой». В этом и заключена диалектичность взаимоотношений массовой культуры и субъекта. И для того чтобы создать четкое разграничение между конструктивным и деструктивным влиянием массовой культуры на субъектность, мы приняли уровневую модель массовой культуры, каждый уровень которой оказывает одно из этих влияний: китч — негативное, мид и арт — позитивное.
+ + +
Изложенные выше положения дают нам возможность сформулировать основной вывод. Массовая культура оказывает разнородное влияние на субъекта, а именно: китч-культура разрушает субъектные качества, мид-культура их сохраняет, арт-культура их развивает.
Литература
- Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. Научно-практический вестник. Выпуск 1 (№ 8), 2002. С. 39-42.
- Гопко В.В. Воля в массовой культуре / дисс. канд. филос. наук. Омск, 2006.
- Греков М.А. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе / автореф. дисс. канд. филос. наук. Омск, 2008.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 591.
- Кузнецова Т.Ф., Луков Вл.А., Луков М.В. Массовая культура и массовая беллетристика // Знание. Понимание. Умение № 4. 2008. http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2008/4/Kuznetsova&Lukovs
- Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: монография. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2000. С. 358.
Ильин А.Н. Проявление субъектности на различных уровнях массовой культуры // Вопросы культурологии №8, 2009. С. 74-77.