Психология потребления как фактор утраты политического сознания

Сегодняшнее общество называют потребительским. Психология потребления характеризуется повышенным вниманием к модным трендам, предельно выраженным индивидуализмом, установками на нерациональное покупательское поведение (кредитомания, шопинг). Также потребительские ценности оказывают серьезное воздействие на ослабление глубины межчеловеческих связей и спад политической активности.

Обществу потребление характерно как отсутствие глубокой эмпатии к другим людям, так и острой вражды. Возникло явление «легкой социальности», которое не приемлет глубину взаимоотношений, солидарность, взаимопомощь, доверие и т.д.

Человек в обществе потребления ограничивается интраполитическими решениями — теми, которые касаются его личной жизни. Происходит отказ от членства в объединяющем политическом целом, которое принимало бы общеполитические решения. Место моральных обязательств, социальных отношений занимает автономия. Культура потребления осуществляет призыв к индивидуальной активности, но к социальному бездействию.

Консолидация на основе общих интересов не представляется условием реализации собственных интересов, а скорее видится в качестве условия ограничения персональной свободы и пустой потерей личного времени. Когда социальная и политическая деконсолидация она приобретает массовый характер, следует констатировать парадоксальное явление «социального исключения большинства».

Деконсолидация и индивидуализация сопряжены с утратой идеологических, политических и гражданских установок. Потребительская культура упрочивает дефицитарность социального субъекта политической жизни. Перманентная революция индивидуализма, выраженная в соответствующих изменениях культуры и ценностных ориентаций, устраняет политический активизм, вытесняет политический дискурс из сознания.

Глобальным социальным проектам и метанарративам предпочитаются де­героизированные микронарративы и микропроекты личной судьбы. «Человек социальный» уступает место «человеку индивидуальному», политически активный гражданин капитулирует перед потребителем, гражданское общество — перед потребительским. Сплочение происходит на уровне небольших коллективов. Чувства связи с родиной и обществом ослабевают. Именно индивидуализм, а не субъективизм как проявление осознанной самодетерминации и гражданской позиции, выступает одной из главных ценностей потребительской культуры.

Политика не столько устанавливает жесткий контроль, сколько создает ему альтернативу — соблазн аполитичности, выраженный в потреблении. Если раньше нонконформизм протестовал против доминирования общественного над частным, против государственно санкционированного давления на личность, сейчас его функцией становится противодействие гегемонизму частного, индивидуального и обывательского над общественным.

В обществе, где укоренены ценности плеонексии, стяжательства, эгоизма, индивидуализма, снижается роль противоположных — человекосозидающие и социально полезных — ценностей. В таком окружении проблематично жить в согласии с социально утверждающими ценностями, которые консюмеризм наделяет статусом пороков, достойных осмеяния. Асоциальность и индивидуализм потребительства выступают объединяющими индивидов ценностями, но не формирующими солидарное единство. Культура потребления по характеру своего охвата социальна (как и любая культура), а по своему внутреннему содержанию антисоциальна.

Термины «культура потребления» и «общество потребления» являются метафорами, поскольку консюмеризм трудно совместим как с культурой, так и с обществом. Потребительское общество — это «общество», отрицающее свою социальную суть. Оно из-за деконсолидированности представляет собой совокупность индивидов как целое, которое меньше суммы своих частей, в то время как здоровое общество, объединенное национальной идеей и многочисленными социальными связями, является совокупностью, где целое больше суммы своих частей.

Несостоятельно противопоставление принципов «общество выше личности» и «личность выше общества». В защите нуждаются как частное, так и общественное измерения социокультурного бытия. Общество призвано быть объединенным национальной идеей, но данная объединенность должна сосуществовать с правом и свободой отдельной личности, чтобы коллективизм не доходил до подчинения личного общему, а национальная идея не воплощалась в крайние формы этатизма и идеократии. Безличностный коллективизм и безколлективная личностность являются крайними точками, требующими своего преодоления в некоей срединной координате.

Консюмеризм, наполненный равнодушием к серьезным социальным проблемам, и, напротив, сверхчутким вниманием к личным проблемам, не может лежать в основе здорового и развитого общества, готового к каким-либо инновационным прорывам. Нечувствительность к угрозам обществу, стране и миру — одна из метапроблем и метаугроз для общества и культуры.

Потребительские установки и ценностные ориентации являются предметом изучения целого спектра различных наук: философия культуры, социальная философия, психология, культурология. Проблематика влияния потребительских ценностей на политическое сознание выступает приоритетной как для социальной, так и для политической психологии.

Система образования и воспитания призвана формировать здоровую личность и, соответственно, здоровое общество. Ей надлежит воспитывать идеалы, которые во многом несовместимы с потребительскими ценностями и даже противоположны им. Это идеалы коллективизма, взаимопомощи, солидарности, профессионализма. Именно образование является краеугольным камнем существования общества. Какого образование сегодня, таков социум завтра!

 

Ильин А.Н. Психология потребления как фактор утраты политического сознания // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике: материалы VI Международной научно-практической конференции. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. С. 36-38.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *