В статье вводится понятие «инфраструктура потребления», которая продуцирует потребительские желания, выступая мегамашиной производства желаний. Она включает в себя многообразие товаров и услуг, архитектуру торговых пространств, виртуальную надстройку товаров в виде моды, рекламы, брендинга и т.д. Инфраструктура потребления — система производства товаров и услуг, их продвижения и наделения знаково-символическими характеристиками. В ней значимым является не столько производство товаров, сколько конституирование системы «товарных смыслов». Торговые пространства — это места постоянного потребительского соблазна. Сама их архитектура формируется так, чтобы этот соблазн максимально усиливать и увеличивать объем импульсивных покупок.
Ключевые слова: общество потребления, потребительская инфраструктура, архитектура торговых пространств, соблазн.
Современное общество называют потребительским. Общество потребления — это совокупность отношений, где господствует выступающий смыслом жизни символизм материальных объектов, влекущий потребителей приобретать вещи и тем самым позиционировать свой статус. Общество потребления проникнуто рекламой, брендингом и целой системой призывов к покупке.
Инфраструктура потребления осуществляет специфическую социализацию, продуцируя потребительские желания, выступая мегамашиной производства желаний. В нее включаются многообразие товаров и услуг, архитектура торговых пространств, виртуальная надстройка товаров в виде моды, рекламы, брендинга и т.д. Инфраструктура потребления — система производства товаров и услуг, их продвижения и наделения знаково-символическими характеристиками. В ней значимым является не столько производство товаров, сколько конституирование системы «товарных смыслов».
Современное антропное пространство практически все стало потребительским. В нем потребительские соблазны выглядывают из каждой поры бытия, из каждой вывески, плаката, рекламной растяжки и т.д. Соблазнов полны стены домов, вся уличная инфраструктура. Здесь уже нет никаких национальных особенностей, признаков народности, русскости. Они наполнены даже не интернационализмом, а не-национализмом, тотальным космополитизмом, глобализмом, так как одни и те же бренды и лейблы, одни и те же рекламные слоганы испещряют бытие городов разных стран.
Архитектура — важнейшая часть культуры. Только при изучении потребительской архитектуры речь идет не о культуре национальной, народной, а о том, что принято называть глобальной культурой. Супермаркеты, гипермаркеты и другие гигантские торговые центры давно стали многофункциональными социальными институтами. Как правило, в них соединяются в один большой комплекс многочисленные залы, наполненные огромным количеством товаров, рестораны, бары, кинотеатры и т.д. Красивый интерьер с хорошо отделанными стенами, подсветками, фонтанами и т.д. формирует особый уют и притягательность. Эстетика интерьера дополняется эстетикой многообразия красивых товаров. Эти храмы благодаря своей лабиринтообразной архитектуре напоминают ризомность интернет-сети, где с открытием одной страницы вниманию пользователя предлагается еще масса страниц, посвященных искомой (и не только) теме. Попадая в один зал, мы видим за ним еще один или даже несколько, которые «приглашают» нас войти. В итоге человеку предлагается не только тот продукт, на покупку которого он был изначально ориентирован, но все многообразие продукции. Его приглашают не просто совершить запланированную покупку, но и погулять, посмотреть на другие продукты, каждый из которых только фактом своего наличия на прилавке, красивой упаковкой говорит: «я тоже могу пригодиться».
Формируется целая комбинаторика товаров, когда в одном гипермаркете продается, например, посуда, заодно моющие средства для нее, заодно какие- нибудь необходимые для кухонного быта мелкие «штуковины», делающие посуду более функциональной и удобной в использовании. Один товар представляется как довесок для другого, возникает феномен множественности покупок, когда одна покупка плавно перетекает в следующую, которая, в свою очередь, дополняет себя третьей. Вовсе неудивительно, что покупатель далеко не всегда ведет себя в парадигме экономического рационализма, а зачастую, придя за хлебом и колбасой, в конце концов выкатывает целую тележку, наполненную товарами, о покупке которых он до прихода в магазин не задумывался. Сиюминутные импульсивные покупки даже тех товаров, которые не особенно нужны, — норма для торговых пространств. Именно богатый ассортимент увеличивает вероятность импульсивности. Гипермаркеты удобны тем, что в них можно приобрести практически все за одно посещение, а потом еще перекусить там же.
Каждый зал, как и все торговое пространство, обычно хорошо упорядочен, чтобы обеспечить покупателю удобство в ориентировке. Часто торговые центры для обеспечения необходимой циркуляции покупателей строятся в виде замкнутой (а не крестообразной, то есть тупиковой) фигуры, чтобы покупатели могли пройти через все залы (и по ходу соблазниться всем многообразием находящейся в этом гипермаркете продукции) и при этом не чувствовать нервозность из-за необходимости возвращения в ту или иную точку торгового пространства. В торгово-развлекательных центрах «нового поколения» можно найти практически все. Предлагается не только богатый товарный ассортимент, но и не менее богатый ассортимент развлечений и возможностей для проведения времени. В них есть бары, рестораны, парки развлечений и аттракционов, закусочные, кафе, детские площадки, выставочные залы, игровые автоматы и тиры, боулинг и бильярд, кинотеатры, катки и роллердромы, бесплатные туалеты, даже дельфинарии и планетарии. В них есть много того, что ускользнуло от нашего перечисления. Поскольку многие люди приезжают на автомобилях и закупаются весьма объемно, на несколько дней вперед, возникла необходимость наличия у торгового пространства свой парковки. Без нее гипермаркет может потерять немалое число клиентов.
Вся эта совокупность выражает попытку подвязать данное место под многие сферы жизни человека, сделать торговый центр сверхфункциональным комплексом, где можно не только купить что-то, но посмотреть кино, покататься на новых аттракционах всей семьей, оставить ребенка на детской площадке, пообщаться с друзьями и т.д. За счет совмещения покупок (необходимых и спонтанных) с широкой сферой досуга уровень привлечения клиентов растет, а вслед за ним и объемы продаж. Часто из-за большого размера торгового комплекса для облегчения навигации присутствуют информационные указатели, а также выпускается специальный путеводитель, наличие которой является неким критерием, отделяющим просто супермаркет от настоящего потребительского храма, от целой вселенной товаров, брендов и символов. В ней каждый предлагаемый к покупке предмет аннулирует или пересиливает другой, все они вовлекаются в некую игру хаоса, составляя немыслимое по масштабам гаджет-сборище.
В этой цитадели впечатлений протекает лавина свободного времени потребителя, которую он может чередовать различными действиями, выражаемыми физиологическим принципом «напряжение-расслабление»: поиск подходящей покупки, обед, поиск другой покупки, поход в кинотеатр, ужин. Торговоразвлекательные центры дают возможность потребителю как приобрести чувство усталости в результате предпринятого им длительного выбора нужного продукта, так расслабиться и отдохнуть, обратившись к предлагаемым услугам — в том числе развлекательного характера. В таком случае шопинг перестает представляться тягостным тому, кто его трудно переносил, и реализуется поведенческая практика «отдых при покупке, покупка при отдыхе».
Пока один из родителей ходит за покупками, другой может остаться с ребенком на детской площадке или покататься на коньках или выбрать любое другое занятие, ибо инфраструктурное многообразие торгового пространства не предполагает скучающее ожидание; по крайней мере скучающее ожидание — всего лишь один из множества видов поведения, которые предполагаются этим пространством. Или можно просто отдать ребенка в детскую комнату, где с ним будет заниматься соответствующий специалист, и, отдыхая от надзора за дитем, сосредоточиться на покупках. Каждому члену семьи нетрудно в гиперпространстве потребления найти занятие по душе. Все это позволяет надолго задержать покупателей и сформировать у них позитивное отношение к данному месту. Даже концерты, праздничные мероприятия проводятся внутри гипермаркетов.
Многочисленные товары и услуги, любые возможности и средства реализации почти любых потребностей сконцентрированы в одном месте, которое стало чуть ли не центром жизни во всем ее многообразии, средоточием культуры и цивилизации. Эта гиперконцентрация особенно привлекает покупателей, которые ощущают удобство совершения «многоаспектных («универсалистских») покупок» при дефиците времени на поездки в различные торговые точки и необходимости приобрести совершенно разные товары. Только крупные торговые центры в силу своей многофункциональности позволяют совершить «многоаспектную покупку», то есть одновременно воспользоваться разными услугами (оплата счета, химчистка, ремонт и пр.), реализовать отдых для детей и приобрести все необходимое, даже если это «все» не вписывается ни в одну категорию товаров, а касается совсем разных категорий: продукты питания, бытовая техника, одежда и обувь, предметы для садоводства, посуда, мебель, спортивные товары и т.д. Тем более обычно люди покупают далеко не только то, что собирались, а, подвергаясь гипнотизму, исходящему от наполненной соблазнами архитектуры потребительских храмов, приобретают еще и не запланированные товары. На место одинарных и целевых покупок приходят множественные и не-только-целевые. Торговый центр — место удовлетворения любых потребностей (и по совместительству пространство формирования новых потребностей и желаний), центр притяжения желаний и устремлений, настоящий универсум потребительских практик, пространство игры символов и знаков.
В контролируемой гиперреальности потребления нет грязи и мусора, валяющихся на полу пьяных, нищих и попрошаек, что дает проводящим там досуг семьям особые чувства безопасности, спокойствия, комфорта и доверия к месту. Эти чувства усиливает вежливость, опрятность, ненавязчивость, но готовность всегда прийти на помощь продавцов и консультантов. Элементы вежливости и приветливости вкрапляются в разные места. Например, на табло весов в гипермаркетах «Ленты» бегущей строкой идет надпись «Добро пожаловать. Мы рады Вас видеть». Однако у безопасности есть другая сторона медали, которая указывает на гипермаркет уже не как на рай, а как на учреждение, работающее по своим, недемократическим, законам. Так, посетителей обязуют сдавать личные вещи. За ними следят видеокамеры и взгляды сотрудников учреждения. На кассе покупатель проходит через проверку на предмет возможных краж. В общем, гипермаркетам свойственна диалектика безопасности.
Обычно звучит тихая музыка, наличествует хорошее освещение и кондиционирование, что придает атмосфере дополнительный уют. Гардероб, позволяющий снять неудобные для хождения по теплому закрытому помещению зимнюю одежду и даже обувь и надеть фирменные тапочки, привносит особую комфортность времяпровождения. С помощью таких услуг торговый центр формируют привыкание к себе, заставляет «подсесть» на себя, превратиться из посетителя в подсетителя. Подобная атмосфера в психологическом плане идеальна для предложения услуг и товаров. Даже если люди посетили торговый центр всего лишь для прогулки или обеда, атмосфера тепла и комфорта их не оставила равнодушными, и в следующий раз они приедут для осуществления широкой покупательской практики (результаты опроса, показывающего оценку потребителями торгово-развлекательных комплексов, см. [1]). Торговые центры «новой волны», концентрируя в себе самую широкую инфраструктуру и смешивая разные практики и дискурсы, концентрируют самые широкие слои населения. Они превращаются не просто в элементы жизни, а в технологические акторы, формирующие индивидуальную и социальную жизнь.
Там, где каждая витрина и любой элемент интерьера говорит о райской жизни, потребитель чувствует себя намного лучше, чем в домашней обстановке и в подлинной реальности. Там, где для удобства предлагается тележка, которых не было раньше, в магазинах традиционного «старого» типа, потребитель получает возможность перемещать больше товаров, что выступает стимулом для увеличения объема покупок: тележка — это своеобразное предложение катить, а не нести продукты, одно из изобретений эпохи потребительства. Важно, что тележка является прозрачной и потому создает возможность видеть ее содержимое. Реализуется феномен публичности покупки, когда одни видят, что и в каких объемах покупают другие. Люди с наполненными тележками стимулируют покупательское поведение у других посетителей, показывая им пример. «А ты набил свою тележку доверху?». Причем покупатели могут даже не догадываться, что, наполняя тележки, они выступают эталонами, что потребительская инфраструктура их поневоле наделяет такой рекламной функцией. Чем больше торговое пространство, чем большее количество покупателей оно в себя вбирает, тем сильнее происходит процесс неосознанного покупательского заражения. Одни многочисленные посетители, покупая что-либо на глаза у других, стимулируют их покупательское поведение.
Не менее важным изобретением является тележка для детей, которая позволяет детям чувствовать себя взрослыми, настоящими покупателями, когда она доверху накладывают эти тележки всякими сладостями и заставляют родителей — зачастую прибегая к капризам и истерикам — платить за эту поклажу. Также неудивительно, что интересующие детей товары специально помещают на нижние полки, которые в силу детского роста бросаются в глаза маленьким покупателям. Ни мама, ни папа, учитывая их рост, не видят помещенных на уровне их ног сладостей, но от внимания ребенка они не ускользают.
Рекламы внутри торговых пространств нет, так как там каждый аксессуар является элементом рекламы. Вся атмосфера проникается рекламой, не остается мест, куда реклама не смогла бы проникнуть, сами товары являются рекламой самих себя, особенно когда они выглядят красиво и аппетитно, когда они имеют притягательный внешний вид (красивая упаковка, подсветка, подчеркивающая яркость продукта) и соблазнительный запах, напоминающий о желании принять пищу, о диком голоде. И поскольку вместо одного продукта предлагается огромная потребительская совокупность, речь стоит вести не о рекламе, а о гиперрекламе. Сам дух потребительского храма вездесущей рекламой формирует массу барьеров для раздумий, для рационального анализа, выраженного в риторическом вопросе «а нужно ли действительно мне все, что я набрал?». Даже во время стояния в очереди на кассу покупателя отвлекают какими-нибудь продаваемыми мелочами вроде жвачек, шоколадок, небольших игрушек, презервативов. Поэтому место возле кассы вовсе не отдалено от воздействия гипнотического поля потребительской инфраструктуры. Мелочи, располагаемые возле кассы, тянут к себе взгляд и руку покупателя, оставляя ему меньше возможности скучать и оставаться наедине с собственными мыслями.
В этом пространстве регенерации соблазнов, актуализации потребительских желаний, установок и стратегий поведения буквально каждый аксессуар, каждый элемент внутренней инфраструктуры призывает вовлечься в таинственное путешествие, в котором нет сценария, и благодаря этому путешествие содержит в себе тайну. Ведь неизвестно, что привлечет внимание потребителя там, за углом, на следующей витрине. Сложно предсказать, что соблазнит его в процессе совершения cosumer travelling. Невозможно заранее сказать, что захочет приобрести и даже приобретет посетитель гипермаркета в конце концов. Эта неопределенность, неожиданность и таинственность парадоксальным образом стала вполне ожидаемой. Ведь — опять же — практически каждый, собираясь купить что-либо конкретное, заранее знает, что пой- мается на уловку соблазна, что приобретет нечто еще, помимо запланированного. Поэтому сама по себе таинственность ожидаема, но до последнего момента непредсказуемо ее конкретное содержание. Потребитель знает, что он соблазнится на что-то еще, но он недоумевает, что же именно это будет.
В архитектуре торговых пространств практика поиска конкретного товара заменяется практикой наталкивания на товар. Наталкивание происходит постоянно, даже когда хочется наконец-то выйти из потребительского храма. Продираясь к выходу, посетители продолжает наталкиваться на различные варианты возможных приобретений. «Архитектура наталкивания» окружает покупателя даже не только в храме потребления, но и на улице, так как его сознание при выходе не может обезопасить себя от навязчивой рекламы, которая из любых места пространства глядит на потенциального покупателя, своим гипнотическим взглядом стараясь сделать его реальным покупателем. Он же смотрит на рекламу, ловит ее взгляд и преисполняется соблазном.
Г ипермаркет в некотором роде напоминает музей. Конечно, музей по своим сущностным особенностям несовместим с коммерциализацией искусства, музей ограждает искусство от рынка, не продает свои экспонаты, не переводит их в денежный эквивалент, не придает им утилитарную ценность. Его призвание — сохранять их как предметы высокого искусства. Однако гипермаркет му- зеефицируется. Продуктам придается эстетически выверенная упаковочность. Каждый гипермаркетовый «экспонат» благодаря дизайну выглядит почти как произведение искусства. По замечанию Н.Г. Краснояровой, обилие товаров лишает нас возможности обладать всем этим многообразием, но позволяет лицезреть его и наслаждаться этим видом. Установка торгового пространства на музейность проявляет себя как повсеместная эстетизация жизни [2]. Причем целью выступает не повышение эстетической культуры населения, не улучшение всеобщего художественного вкуса, а привлечение внимания и стимулирование к совершению покупки посредством эстетизации продуктов, а также внутреннего и внешнего облика торгового помещения.
В общем, вся архитектура гипермаркета в целом и каждый ее элемент в отдельности приглашает к покупке, и не просто к покупке, а к реализации принципа «купить нужно все».
Библиографический список
- Ирсетская, Е. А. Торгово-развлекательный комплекс как идеальная площадка для потребления в российском мегаполисе / Е. А. Ирсетская, О. В. Китайцева // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2011. — том XIV 5 (58). — С. 219-229.
- Красноярова, Н. Г. Искусство и общество потребления: некоторые коллизии/ Н. Г. Красноярова // Реальность. Человек. Культура: трансформация бытия человека в обществе потребления. VI Ореховские чтения: материалы Всерос. науч. конф. (Омск, 24 октября 2014 г.). — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. — С. 97-101.
Ильин А.Н. Архитектура торговых пространств как элемент потребительской инфраструктуры // Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс]: материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). − Омск: СибАДИ, 2015. С. 268-274. URL: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD75.pdf