В статье рассматривается вопрос о соотношении культуры и цивилизации, традиций и инноваций в условиях современного потребительского общества. Раскрывается диалектичность устремленности в будущее (инновационизм) и укорененности в прошлом (традиционализм). Консьюмеризм представляется в качестве формы разрушения социально- и человекосозидающих ценностей, а потому постулируется его антикультурная сущность. Глобальное распространение консьюмеризма подрывает жизнестойкость национальной культуры, и поэтому делается вывод о присущей ему “негативной инновационности”, разрушающей систему национальных традиций. В статье высказывается идея о необходимости поиска сопряженности традиционности и инновационности, выраженной в динамическом консерватизме. Также поднимается проблема осознанного, рефлексивного принятия чужих культурных ценностей в противоположность безрефлексивному заимствованию.
Ключевые слова: консьюмеризм, цивилизация, культура, традиции, инновации, динамический консерватизм.
Сегодняшнее глобализированное общество вполне справедливо называют обществом потребления. Суть потребления заключена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать; потребление локализовано не в кармане, а в сфере желания. Общество потребления — это совокупность отношений, где господствует выступающий смыслом жизни символизм материальных объектов, влекущий потребителей приобретать вещи и тем самым наделять себя определенным статусом. Потребительство снимает оппозицию между реальностью и знаками. оно есть практика поддержания иерархизированной знаковости путем отправления социально стратифицирующих жестов, которые приближают реализующего их актора к элитарности. Специфический тип социализации постепенно приводит индивидуальные нормы и ценности человека в соответствие с нормативно-ценностной системой консьюмеризма.
Проблематика “обогащения” российской культуры потребительскими тенденциями поддается анализу с позиций осмысления взаимосвязи культуры и цивилизации, традиционности и инновационности. Уровень культуры выступает всеобщим определяющим фактором качества жизни общества.
Культура и цивилизация: проблема соотношения в условиях глобальной экспансии консьюмеризма
В научной литературе нет единой фиксации взаимосвязи между понятиями “культура” и “цивилизация”, и у каждого из этих понятий находится множество толкований. Одни авторы противопоставляют культуру цивилизации, наделяя культуру духовностью, а цивилизацию утилитаризмом. Другие отождествляют данные понятия. Нам представляются оба подхода несколько ошибочными.
Мы склонны понимать под культурой форму и степень духовности, в которой выражены высшие достижения цивилизации. Культура — система духовных ценностей, цивилизация — система материальных ценностей. Цивилизация — это материальный (предметный) базис культуры, характеризующийся своей полезностью, техницизмом, который культивирует ценности прежде всего неимманентного, бытового характера. Она не требует полноты духовного, прежде всего этического и эстетического, участия. У первобытного общества уже имелись образцы культуры, но образцов цивилизации не было. Напротив, общества, отличающиеся высотой развития техники и технологий, переживают упадок в области нравственного и прекрасного. Этические нормы и представления, учитывая их ментальный характер, следует относить к культуре, а материальные памятники (в том числе артефакты) как вещное воплощение культуры — скорее к цивилизации. То есть цивилизация — это материализованная культура или же материализованное бескультурье. Цивилизация — совокупность средств существования, в то время как культура — совокупность смыслов. Таким образом, мы прочерчиваем между двумя понятиями параллель, не отдавая предпочтения ни Сцилле их противопоставления, ни Харибде их отождествления. Считаем важным привести также мысль А.А. Брудного: культура ориентирована в основном на развитие сущностных сил личности, а достижения цивилизации имеют тенденцию к массовидности [Брудный 2011].
Взаимосвязь культуры и цивилизации познается в определенных рамках. Так, если мы говорим не о культуре в целом, а именно о массовой культуре, появившейся благодаря многим именно цивилизационным процессам — распространение СМИ и СМК, урбанизация и т.д., — то невозможно ее отделить от цивилизационного компонента. Однако, обращая свой взор на национальную культуру, ее следует во многом противопоставить цивилизации. Национальная (народная) культура характеризуется прежде всего наличием национального наследия, в то время как цивилизация вполне может обходиться без национальных корней; она, в отличие от культуры, вовсе необязательно ограничена какими-либо (географическими, этническими и т.д.) рамками. Традиции, идеалы и духовные ценности национальной культуры локализуются в иной плоскости, нежели плоскость утилитаризма, и поэтому они не представляются ценными в цивилизационном смысле.
Навязываемые в ходе глобализации ценности выхолащивают и уничтожают национальное наследие, а значит, и национальную культуру. То, что часто называют общечеловеческими ценностями, или ставится в противоречие с национальными ценностями какого-либо народа, приводя к замедлению его развития, или усредняет, редуцирует и унифицирует различные культуры. “Бренды глобальных компаний потребляются как символы причастности к передовому и прогрессивному, но при этом через них в повседневную жизнь разных регионов мира вторгаются чужие стандарты, вытесняются привычные нормы, разрушающие веками складывающиеся хозяйственные и бытовые уклады, образ жизни” [Зарубина 2011, 61]. Западные идеалы, выраженные в культуре потребления, наносят сокрушительный удар по национальной культуре. В соответствии с идеологией консьюмеризма возводятся в культ вещизм, брендопоклонничество, отрицающий взаимопомощь и выражаемый в принципе “помоги себе сам” индивидуализм, массовая кредитомания, низвержение духовности до уровня технических приобретений.
Потребкульт выброшен из культуры и истории. Консьюмеризм — восстание цивилизации против культуры. Культура же призвана ограничивать цивилизацию, как мораль — ограничивать рациональность. Цивилизация достраивает многообразие мира или, можно сказать, порождает все новые и новые миры, но культура ограничивает “дурное достраивание”.
Глобальная консьюмеристская экспансия предполагает убежденность в собственном превосходстве по сравнению с другими типами общественных укладов, а потому легитимирует насильственное навязывание Западом этого типа “культуры” всему миру. Исходя из бездуховности потребительской культуры, признаем, что словом “культура” она именуется весьма условно. Более целесообразно связывать консьюмеризм именно с цивилизацией высокого развития, но отличающейся дефицитом культуры. Распределение в обществе высших достижений культуры и цивилизации неравномерно: гаджетами пользуются все, а высокими идеалами добра, истины и красоты — единицы. Следовательно, в некоторых аспектах развитие цивилизации идет вразрез с развитием национальной культуры; эти процессы могут быть не взаимодополняемыми, а наоборот, взаимоисключающими. Во-первых, культура консьюмеризма представляет собой удар по социально- и человекосозидающим ценностям. Во-вторых, ее глобальное распространение подрывает жизнестойкость национальных культур.
В эпоху научно-технической революции, обернувшейся стремительным развитием потребительских гаджетов, а также информационной (и псевдоинформационной) насыщенностью (см. [Ильин 2012 web]), происходит культурная трансформация, оборачивающаяся деградацией. Цивилизация, основой которой стали гаджеты, затмевает собой культуру. Посредством гиперинформатизации и стремительного роста технологий цивилизационные аспекты человеческого бытия приобретают господствующий статус над культурными. Здесь мы видим актуальнейший парадокс современности: при прогрессе цивилизации произошел поворот к регрессу культуры.
Общество должно гармонично сочетать в себе культуру и цивилизацию, так как существование одного без другого не представляется возможным. Общественный прогресс — это культурно-цивилизационный прогресс. При усилении технизации общественной жизни не стоит забывать о ее гуманитаризации. Если же какие-либо крайне консервативные обычаи потеряли актуальность и способность конвертироваться в будущее, если они выступают барьером для дальнейшего общественного развития, то будучи одним из проявлений культуры, они могут уже не обогащать общество духовностью, а отравлять его пылью старых догм, превращаться в пережиток. Это нормально, когда из прошлого принимается далеко не все. Если бы имел место процесс полной преемственности, трудно было бы представить развитие. Некоторые универсальные ценности и традиции неподвластны времени, какие-то элементы культуры, переставшие соответствовать жизненной реальности, отмирают, а другие рождаются. Поэтому под понятием “традиционализм” мы подразумеваем вовсе не уклад, в котором инновации абсолютно неприемлемы. Такой уклад в принципе невозможен, так как любое общество вовлечено в процесс развития. Имеется в виду, что в традиционалистских обществах, в отличие от инновационистских, стремление к новациям выступает вторичной ценностью, подчиненной традиционности как приоритетной ценности.
“Культура и цивилизация — это как душа и тело: культура — душа цивилизации, цивилизация — тело культуры. Заботясь о теле, цивилизуя его, нельзя пренебрегать собственной душой, отрекаться от того, во что верили и на что надеялись лучшие умы России — те, кто создавал ее культуру” [Межуев web]. Когда цивилизация со свойственным ей утилитаризмом и механицизмом начинает преобладать над культурой, когда средства жизни господствуют над самой жизнью, ее смыслом и целью, когда духовность сменяется прагматикой и холодностью сердец, впору говорить о культурном кризисе.
Цивилизационное развитие вовсе не обязательно приводит к разрушению культуры, но в условиях глобализации и тотального распространения консьюмеризма этот процесс имеет место. Культура призвана облагораживать цивилизацию, обогащать ее эстетическими и этическими ценностями. Но и цивилизационное развитие не должно вытеснять этику и духовность своим техницизмом и ориентацией на полезность. Лучшее для того или иного общества состояние — это еще культурное и уже цивилизованное.
Традиции и инновации: проблема соотношения в условиях глобальной экспансии консьюмеризма
Рассматривая соотношение культуры и цивилизации, невозможно обойти вниманием вопрос взаимосвязи традиционализма и прогрессизма. Традиции и сформированные длительным историческим процессом нравственные нормы являются каркасом, архитектоникой культуры.
В галактике консьюмеризма господствуют вещизм, индивидуалистическая логика и нарциссизм. Они принципиально антитрадиционалистичны. Как отметил Токвиль, “когда индивид сосредоточен на себе и считает себя независимым звеном в цепи поколений, прошлое и традиции утрачивают свое значение: индивид, считающийся свободным существом, более не почитает предков, которые ограничивают его неотъемлемое право быть самостоятельной личностью” (цит. по [Липовецки 2001, 140]). Изолированному от общества индивиду-потребителю, который устанавливает свои интересы выше любого закона и нравственного императива, свойственно отказываться от традиций предков, основывавшихся на непотребительских и коллективистских ценностях. Но потребительская культура, высокомерно относящаяся к проявлениям традиционализма и считающая его рудиментом, полностью не может от него дистанцироваться; дистанция подчеркивается сознательно, а бессознательные скрепы продолжают существовать хотя бы в минимальной форме.
Жесткому традиционализму характерен фундаменталистский диктат, неприятие прогресса и отчасти иррационализм. Крайне нигилистический в своем отказе от традиционности инновационизм отягощен инфантилизмом и амнезией к мудрости предков, что выражается в разбивании скрижалей, которое сродни выплескиванию ребенка с водой. Например, кризис традиций приводит к нравственной вседозволенности, к расшатыванию семейных устоев, выраженных в увеличении количества разводов, числа неполных семей, распространении абортов, усилении ценности личной независимости в противовес таким ценностям, как долг, ответственность за семью. Поэтому каждый из описываемых типов, представая в гиперболизированном облике, несовершенен в деле обеспечения культурной самодостаточности и глубины. Как традиции в своей закостенелости, так инновации в своей абсолютизации, ценности новизны способны приводить к деградации культуры.
Общество без традиций невозможно, так как оно перестанет быть обществом в культурно-историческом смысле; оно утратит чувство уважения к своей истории и культуре и, соответственно, способность к их сохранению. Согласно С.Г. Кара-Мурзе, традиции — это фонд, позволяющий следующему поколению сэкономить силы и средства для освоения новшеств и ответить на вызовы. Они представляют собой прочный тыл для дальнейшего общественного развития [Кара-Мурза 2012]. Модернизации необходима традиция в качестве опоры; рост обеспечивается сильными корнями.
Благодаря традициям происходит фильтрация внешних влияний или их ассимилирование, “подгонка” под свои социально-культурные особенности. Традиции — защитный пояс народа, сохраняющий его жизнеспособность.
Общество без прогрессивных инноваций также не представляется жизнеспособным, поскольку инновации как результат творчества необходимы для общественного развития. Правда, инновации бывают разными, так как приводящие к обеднению значительной части населения реформы, ювенальные технологии и многие другие продукты деятельности, ориентированной на новизну, следует считать инновациями, но явно не прогрессивными в социальном, экономическом и т.д. смыслах. Новое не всегда ценное. Поэтому под инновациями необходимо понимать не просто нововведения, а необходимые нововведения, и необходимые не узкой категории лиц (олигархам, чиновникам и т.д.), а социальному большинству.
При перманентном инновационизме, выраженном в культе революционной непрерывности, новое служит не развитию культуры и социосистемы, а их отрицанию в пользу изобретаемого. Направленность на прогресс не должна ограничиваться собой же. Ей необходимо иметь некую социально полезную метацель, по отношению к которой прогресс выступает средством, инструментом достижения. Правильна формула не “новое-для-се- бя”, а “новое-для-общества”. Любые новшества требуют по отношению к себе оценки с позиции перспектив, которые они способны принести человеку и обществу. Новое призвано улучшать или дополнять старое, ибо любое социокультурное развитие ограничено определенными рамками (жизненно необходимые традиции, специфика прочтения собственной истории, особенности отношения к себе, к миру, к различным видам деятельности и т.д.), при переходе за которые оно способно смениться своей противоположностью. Так прокладывается путь к устойчивому развитию, не сопряженному с деструктивной тенденцией кардинального слома прошлой культуры и социосистемы, а предполагающему ее планомерное совершенствование.
Утвердившийся консьюмеризм с характерным для него продуцированием техноноваций, большинство из которых не отличаются действительной полезностью, способен привести культуру к антикультуре. Наращиваемая потребкультом скорость возникновения и смены новаций мыслится как дурная бесконечность, хаос новизны. Поток гаджетоноваций, актуализируемый потребительской экономикой, близится к абсурду. Если большинство из них обладают сомнительной ценностью, то консьюмеристские идеалы, пришедшие на смену предыдущим идеалам, обладают антиполезностью, а потому их следует считать вредными культурными новациями. Движение цивилизации вперед способно привести к движению культуры назад, эволюция техники — к деэволюции человека, общества и естественной среды обитания. Необходимо движение не к прогрессу ради прогресса, не к сопряженному с культурным регрессом гаджетопроцветанию. Необходимо движение не вперед к прогрессу технологий, оборачивающемуся своими интеллектуальными, нравственными, экологическими и т.д. издержками, а движение вверх, к совершенствованию человека, общества и культуры.
Консерватизм в своей радикальности означает стремление к удержанию мира в его косности, а радикализм инновационизма предполагает разрушение идентичности. Культура и социосистема жизнеспособны и способны к развитию, когда они совмещают в себе обе противоположные тенденции. Создаваемые инновациями качественные различия с предшествующими типами культуры и цивилизации должны сопрягаться с сохранением линий преемственности. Ибо культура, если брать во внимание определение В.С. Степина, является сложной, исторически развивающейся системой надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, хранящей и транслирующей эти программы (традиция), а также генерирующей новые программы деятельности, поведения и общения до того, как они внедряются в социальную жизнь и меняют ее (творчество) [Цивилизация и культура 2013].
Традиции и новации, как культура и цивилизация, призваны дополнять друг друга, ибо утрата первого приведет к потере культурного стабилизирующего ядра, а утрата второго — к потере способности социума двигаться вперед. Высказанная нами мысль отсылает к диалектичности одновременного сосуществования устремленности в будущее и укорененности в прошлом. Общество призвано развиваться, но процесс развития нельзя ни замораживать сверхконсервативностью, ни давать ему полную свободу безграничной инновационностью. Наиболее целесообразно назвать такой путь динамическим консерватизмом.
Консервативное ядро должно позволять творчеству инноваций делать свое дело, но не заигрываться в углубление разрыва между старым и новым и тем самым в разбалансировке культурной конфигурации. Главное, чтобы новшества не стимулировали общественную амнезию к прошлому и высокомерное отношение к проявлениям традиционной специфичности данного общества, которая отличает его от других, но и чтобы традиции не противостояли разумным требованиям современности, а наоборот, становились условием позитивных сдвигов, позволяя экономить силы для освоения новшеств и отвечать вызовам современности. Сохранение и развитие народа, воспроизводство культуры обеспечивается балансом устойчивости и подвижности, динамики и стабильности, соразмерностью наследственности и приобретенности.
Сохранение баланса традиций и новаций требует необходимости их взаимодействия, проявляющегося в последовательности наслоения новшества на традиционный компонент, за которым закрепляется контролирующий статус по отношению к инновационным преобразованиям. Преемственность осуществляет коррекцию над инновационностью, особенно над инновационным радикализмом, стремящимся вывести новацию за пределы культурных — нравственных, рациональных и т.д. — границ. Преемственность вписывает революционные сдвиги в культурные реалии. Новизна обогащается традициями, а традиции обновляются.
Преображение традиций часто связано с приданием им новых смыслов. Это можно назвать осовремениванием архаики, при котором старые формы бытования смысла вписываются в современный контекст, что существенно развивает культуру, обеспечивает преемственность, поддерживает культурную идентичность. Однако стоит согласиться с А.С. Запесоцким в том, что современная культура строится не на фундаменте прежней, а в стороне от нее, на ее отрицании, из груды обломков культурных элементов, доказавших ранее свою несостоятельность [Запесоцкий 2013].
Двигаясь в будущее, необходимо с уважением оглядываться в прошлое и нести его с собой, ибо прошлое далеко не всегда становится рудиментом, достойным ампутации вследствие своей ненадобности. Наследие предков зачастую трансформируется в безвременность, обретая статус ценного прошлого в настоящем и будущем. Прошлое наследие жизненно необходимо обществу, так как его трансляция есть передача в социокультурном времени знаний и опыта. Без наследия прошлого общество теряет историю и обрекает себя на бесцельное скольжение во времени. Сохранность социокультурных констант, обеспечиваемая “плавным” динамически-консервативным развитием, ведет к социальному и экономическому прогрессу. Деструкция же социокультурных констант приводит общество в тяжелое состояние, состояние экономического спада, культурной “разбросанности” и разрушения культурно-исторической идентичности. Цивилизация в своем стремлении достичь высот лишает себя корней. “Благодаря тому, что мы усваиваем прошлый опыт, ориентируясь на будущее, аутентичная современность сохраняется как почка, где продолжаются традиции и, главное, берут начало инновации, — одно невозможно без другого, и то и другое сливаются в объективность связи, характеризующей действенную историю” [Хабермас 2003, 24].
от безрефлексивного заимствования инноваций к рефлексивной их переработке
Но что следует считать “своими” традициями и как стоит относиться к заимствованиям? Русские философы долгое время твердят об особом пути развития России. Кто-то указывает на коллективизм русской психологии, хотя в реальности серьезного подтверждения идеи о взаимопомощи не находится. Народам Кавказа, например, не чужда общинность, сплоченность и вытекающая отсюда взаимопомощь, чего особенно не хватает русским; хотя они, равнодушно относясь друг к другу, всегда исторически помогали выжить и развиться (цивилизационно и культурно) тем этносам, которые когда-либо проживали на территории России. Кто-то пишет о русском свободомыслии, что явно не соотносится со многими годами, проведенными в условиях освобождения от свободы, в ситуации искусственной конформизации. Кто-то настаивает на православной сущности русского сознания, забывая о том, что оно родилось совсем не на территории Руси.
Помимо христианизации, в нашей истории были еще три переломных момента, в результате которых произошли кардинальные, а потому далеко не безобидные, процессы: отмена предшествующей истории, нарушение исторической прерывности, культурно-цивилизационное переформатирование, деконструкция народа, его культуры и экономики. Это петровские реформы, большевистская революция и Перестройка.
В петровских реформах была выражена искусственность и “ненашесть” создаваемых общественных структур. При разрушении прежних, традиционных структур бытия происходили социокультурные трансформации, основанные на некритичном заимствовании западных стандартов. Сложившиеся основы народной жизни подверглись перекодированию. По меткому замечанию К.М. Кантора, Петр прорубил “окно в Европу”, но оно стало и “окном в Россию”, через которое хлынула чуждая западноевропейская социокультура [Кантор 2012]. Н.Я. Данилевский называл европейничанье болезнью русской жизни. Со времен Петра русским свойственно прислушиваться к советам Европы, которую возвели в сан верховного судьи, нравственного двигателя наших действий. Для России стали характерны трусливый страх перед приговорами Европы и унизительно-тщеславное удовольствие от ее похвал [Данилевский 1991]. Но личность Петра все-таки не поддается однозначной оценке, поскольку Петр институциализировал науку, многое сделал для расширения Российской империи, усиления военной мощи России и ее геополитического значения.
В революционные годы происходила деконструкция царской формы жизнеустройства, прежний тип повседневности представлялся в качестве барьера для строительства желаемого социалистического мира. Новая идеология и созданный на ее основе быт не находили преемственности со старыми формами жизнеустройства, почти не перенимали их опыт, так как изначально противопоставлялись им, отрицали дореволюционность.
Во время Перестройки произошла делегитимация советского жизнеустройства в целом — экономики, системы управления, идеологии и форм повседневности. Возникли новые — западноцентрированные — ценности, связанные с индивидуализацией, деколлективизацией, опорой на личные инициативы, нормализацией социально-экономического неравенства и т.д. Полки магазинов наполнились иностранными товарами, началась ориентация на западную моду в одежде. СССР исчез, а Россия превратилась в страну потребления — причем, потребления именно исходно чуждых ей ценностей и продуктов. Чужие традиции питания, одежды и т.д., с одной стороны, привнесли в нашу культуру нечто новое, а с другой, они обеспечили исчезновение национальных традиций и разрушение основ идентификации личности и народа со своей культурой.
Нет оснований для серьезного разговора о некоей постоянной субстанции в душе народа, которая, давая отпор любым воздействиям, целостно преодолевает историческое время. Национальный характер в процессе времени меняется. Ведь постсоветский человек во многом отличен от своего советского предшественника, равно как homo sovieticus отличается от человека царской эпохи. Может, именно вследствие такой изменчивости трудно дать исчерпывающий ответ на вопрос “что такое национальный характер?”, а потому и эмпирически подтвердить ту или иную концепцию “особого пути” русских.
Культура претерпевает изменения в процессе жизни общества, его развития (или упадка), взаимодействия с другими обществами; вместе с тем культура не только поддается воздействию этих процессов, но и направляет их в определенное русло. В наше время особенно усиливают трансформации культур процессы глобализации, сближающие разные культуры, обеспечивающие не просто их диалогичность, а межкультурную диффузию. Культуру, национальное сознание, этничность следует осмысливать в качестве динамичного, реляционного, исторически изменчивого явления. Культура находится за пределами постоянства, идентичности и историко-временной самотождественности. Она вовлечена в процесс перманентной изменчивости, текучести, трансформативности и деконструкции; этногенез, социогенез и культурогенез как онтологические реалии указывают на постоянное становление культуры, общества и этничности. Неуместно вдаваться в эссенциализм и считать русскую культуру неизменной и уж тем более думать, будто она изначально принадлежит к западной культуре. Когда западники говорят, что русские “с самого начала” европейцы, хочется спросить: “а где это начало, откуда точка отсчета?”. Невозможно утверждать некое культурное единство, проявляющее себя из века в век. К тому же для определения культурной идентичности вневременного характера необходимо отталкиваться от некоей концепции человека, которой тоже не находится места, так как человек как социокультурное явление в процессе исторического развития также претерпевал изменения.
Даже весь совокупный исторический опыт человечества не даст ни нам, ни любой другой национальной культуре готовый рецепт жизни в самом широком смысле этого слова. Поэтому некритичное заимствование (и необдуманная попытка кого-то догнать и перегнать) деструктивно, особенно если оно происходит резко, революционно и перечеркивает ценности уже достигнутого, десакрализирует богатство прошлых времен. Любое заимствование требует сознательного отношения к инокультурным явлениям и адаптации их к существующей культуре. Без(д)умное копирование есть негласное признание неуважения к себе. Безрефлексивное перенимание чужих образцов разрушает культуру. Продукты иной культуры необходимо усваивать, перекодировать так, чтобы они подходили своей культуре и не вступали в противоречие с ее элементами (аксиологический, этический, эстетический и т.д.). Для вхождения в другую культуру чужие смыслы должны преобразиться в матрице базовых смыслов принимающей их культуры. Освоение чужих образцов требуется осуществлять на собственной культурной почве. Только тогда происходит обогащение культуры, которая усваивает чужой опыт и двигается вперед своим путем. Успешное заимствование обогащает культуру, повышает ее внутреннюю вариативность. Некритичная интериоризация превращает историю в дискретные куски событийности.
Современная Россия не тождественна самой себе, так как она, территориально сохраняясь, культурно трансформируется на западный манер, хотя Запад сегодня с его консьюмеризмом переживает далеко не самые высококультурные времена. Под риторику и пафос о собственной уникальности, Россия продолжает терять остатки уникальности и, принимая западные тренды, погружается в потребкульт. Согласно справедливому мнению П.Я. Чаадаева, народы, как и отдельные личности, не могут прогрессировать и развиваться без глубокого чувства своей индивидуальности (см. [Козырев 2012]). Перенимая чужую культуру, мы автоматически перенимаем чужую форму потребностей (в данном случае свойственных потребкульту). Культура не должна быть полностью закрыта, ибо каждой культуре необходимо взаимодействие с другими. Но ей непозволительно быть и совершенно открытой.
Реальность указывает на то, что наша страна встает не на “особый”, а наоборот, на “унифицирующий путь”. Посредством глобализационных и потребительских тенденций душа русского человека (и не только русского) упрощается. Цивилизация, в которой на место культуры пришло потребление, которая находится под протекторатом мирового полицейского в лице США, учит нас жизни и диктует правила “хорошего тона”. Вероятно, именно из-за отсутствия силы и яркой выраженности национального характера, который мог бы выступать фильтром для инокультурных инъекций, наше общество позволяет себе без особой придирчивости принимать те ценности и нормы, которые ему ранее не были присущи.
У России есть богатая история, богатый опыт, но мы теряем волю для сохранения своих лучших национальных качеств. Ранее христианизация, затем петровская вестернизация, потом советизация обогащали российскую культуру и одновременно наносили удар по ее идентичности. Теперь глобализация с ее культом потребительства вполне успешно унифицирует наследие, которым некогда были полны наши сундуки.
Мы не пытаемся дать однозначно негативную оценку христианизации и советизации, а просто обращаем внимание на то, что они реализовывались методом революционного разрыва с устоявшимся культурным наследием, а значит, беспощадной ломкой существующих традиций и норм; такой резкий разрыв негативно сказывается на состоянии национальной культуры и психологии. Однако хотя исторические события, о которых идет речь, знаменовали собой точки культурного разлома, наносящие удар общественному сознанию, вместе с тем каждое несло с собой более или менее социально центрированную идеологию. В отличие от них происходящая сейчас культурная глобализация, являя собой такую же точку разлома, не обогащает культуру новыми стандартами, а наоборот, упрощает ее, редуцирует до уровня потребительских инстинктов.
Недаром участились разговоры о культурном империализме, в соответствии с которым новый тип культуры (потребительской) захватывает все больший ареал, рождая мифы, десакрализирующие достояния национальных культур. Русские на протяжении веков относились к труду и жизни в целом как к чему-то, над чем господствует сверхзадача общесоциального порядка, которая давала человеку коллективный смысл. Когда-то сверхзадачей была формула “самодержавие, православие, народность”, позже ей стало коммунистическое светлое будущее. В качестве сверхзадач можно воспринимать помощь славянским народам, создание Российской империи и т.д. Сейчас скрепляющей сверхзадачи нет, на ее место пришли разъединяющие индивидуалистические цели. Возможно, широкое развитие разных отклонений, вроде наркотических зависимостей, является следствием в том числе исчезновения сверхзадач, которые рождали в душе людей глобальный всечеловеческий смысл и направляли их поведение.
То, что хорошо работает в одной системе, необязательно будет так же эффективно работать в другой. Хотя некоторые западники укоряют Россию в том, что в ней не было ни Возрождения, ни Просвещения, ни Нового времени, вряд ли эти историко-культурные явления выступают некой сверхценностью. В конечном счете, целому ряду неевропейских стран такая “историческая лакуна” не мешает развиваться в самых различных аспектах. Каждой стране необходимо изучение мирового опыта в экономике, политике, геополитике, национальной идее, философии и различных формах повседневности. Но каждой стране необходимо, используя рефлексию чужого опыта, вырабатывать свою экономику, национальную идею и философию, политику, геополитику и культуру в целом. “Противостоять Интернету, дорогам, самолетам, новейшим технологиям, делающим мир прагматически удобным, но глобальным, бессмысленно — все это можно и нужно вбирать в свою культуру, делать своим, осваивать, переводить на свой язык, пытаясь при этом сохранять преемственную целостность собственной культуры” [Единство… 2011, 32], — заметил Б.И. Пружинин.
Любое заимствование должно соответствовать традициям и ценностям общества, которые дают социуму возможность поддерживать связь с прошлым, ощущать его в качестве присутствующего сейчас. Проблема в том, что российский социальный код долгое время претерпевает трансформации, и сегодня трудно сказать с уверенностью, что он собой представляет. Россия заимствует совокупность тенденций потребительства, которые нельзя и не нужно перерабатывать на свой национальный лад, ибо они в корне противоречат любой национальной самости.
Для того чтобы успешно “переделывать” на свой лад заморские нововведения, необходимо иметь определенные коллективные качества и особенности, позволяющие не просто перенимать чужие новшества в ущерб себе, а интегрировать их с пользой для себя, то есть реализовывать национально созидающую грань между традициями и новациями. В современной России быт перенасыщен самыми разными заимствованиями. Возникает замкнутый круг: по мере роста объема некритично принятого извне ослабляется “фильтр восприятия” и снижается качество национальной рефлексии.
“Сохранить идентичность — значит сохранить основы социальности, культуры, духовности, средства для их адекватной трансляции от одной эпохи и периода истории к другим. Это значит, что надо научиться жить позитивно усвоенным прошлым так, чтобы оно стало частью творимой современности. Только так можно не противоречить законам преемственности. Только так можно сохранить связь преемственности и, как следствие, целостность всей истории — временной, ценностной и смысловой ее связности” [Козин 2011, 39]. Н.Г. Козин правомерно определяет современную Россию как страну с радикально хаотизированными смыслами существования и идентификационными основами существования в истории. России необходим напряженный поиск своей идентичности, создание собственной системы смыслов и ориентиров для будущего. Ведь наша история не завершилась становлением российского общества и культуры как здоровых и самодостаточных явлений, но зашла в иное русло, которое отдаляет нас от этого становления. Это отдаление характеризуется вычищением ценностно-смыслового поля национальной культуры, растворением социальной идентичности в чужих и зачастую вредных рецептурах, идеологемах и стилях жизни.
Россия останется самой собой, сохранит свою идентичность, самодостаточность и национальное самосознание, когда освободится от диктата потребкульта, который приматом экономической целесообразности над духовной дегуманизирует личность и общество и разрушает традиционные национальные ценности. Помимо этого, российской культуре следует перестроиться так, чтобы межкультурные взаимодействия являлись опорой для самостроительства, а не саморазрушения в без(д)умном потоке чужих заимствований.
Источники
Данилевский 1991 — Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991 (Danilevsky N.I. Russia and Europe. In Russian).
Хабермас 2003 — Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003 (Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Russian translation).
Ссылки
Брудный 2011 — Брудный А.А. Воля, эго и очевидность // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 67-74.
Единство… 2011 — Единство мира и многообразие культур (материалы “круглого стола” украинских и российских философов) // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 3-33.
Запесоцкий 2013 — Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 24-34.
Зарубина 2011 — Зарубина Н.Н. Повседневность в контексте социокультурных трансформаций российского общества // Общественные науки и современность. 2011. № 4. C. 52-62.
Ильин 2012 web — Ильин А.Н. От гиперинформационности к информационному потребительству // Информационно-гуманитарный портал “Знание. Понимание. Умение”. М., 2012. № 6 (ноябрь — декабрь) // http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/nyin_Hyperinformationality-lnformation- Consumerism/
Кантор 2012 — Кантор К.М. Россия — бета-паттернальный ансамбль // Вопросы философии. 2012. № 12. С. 73-85.
Кара-Мурза 2012 — Кара-Мурза С.г. Угрозы России. Точка невозврата. М.: Эксмо: Алгоритм, 2012.
Козин 2011 — Козин Н.г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 7-48.
Козырев 2012 — Козырев А.П. “Шаткость индивидуального”: персоналистическая лексика П.Я. Чаадаева // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 40-48.
Липовецки 2001 — Липовецки Ж. Эра пустоты. СПб.: Владимир Даль, 2001.
Межуев web — Межуев В.М. Выступление на юбилее А.А. Зиновьева (2002 г.) // http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4498
Цивилизация и культура 2013 — Обсуждение книги академика В.С. Стёпина “Цивилизация и культура”. Материалы “круглого стола” // Вопросы философии. 2013. № 12. C. 3-47.
Ильин А.Н. Консьюмеризм как фактор антикультурной инновационности // Вопросы философии №4, 2016. С. 171-181.