Русофобия, реакция на нее и фальшь риторики о патриотизме

В последнее время мы наблюдаем волну активизировавшейся русофобии со стороны западного мира. Она является ответом вовсе не на преступления России перед человечеством (которых нет). Она — ответ на робкие попытки Кремля обеспечить суверенитет и вернуться во внешнюю политику. РФ нашла в себе «наглость» присоединить Крым, оказать помощь Донбассу, помешать Штатам свергнуть Б. Асада и взрастить ИГИЛ* (запрещенная в РФ организация. — Ред. РНЛ) как ударную силу против ряда государств. Это не прощается. Сама же русофобия пуста и бессодержательна. Все ее выпады не имеют никакой доказательной базы. Вспомним хотя бы смехотворные с точки зрения их бездоказательности обвинения в: отравлении Скрипалей, вмешательстве в американские выборы, «аннексии» Крыма в обход желанию крымчан, террористическом акте против малайзийского Боинга и т.д.  Русофобия носит не критический, а критиканский характер, являясь «дискурсом воображаемого». Критика, в отличие от критиканства, предполагает аргументацию, систему доказательств, объективный анализ (см. [4], [6], [7], [8], [9], [10]).

Многочисленные мыслители-оптимисты утверждают, будто глобальное сообщество развивается, отходит от предрассудков и стереотипов, становится более информированным и рациональным. Такой переход предсказывали издавна, и сегодня данный дискурс продолжает жить. Однако мы имеем именно ту ситуацию, когда излишний оптимизм  вступает в противоречие со здравым смыслом, а предсказание о смещении разумом «эпохи неразумия» само является далеким от разумности. Ведь многие факты, в том числе глобально распространившаяся русофобия, указывают на сохранение и целенаправленное поддержание самых глупых предрассудков и стереотипов.

Учитывая геополитический и геоэкономический беспредел, устраиваемый Западом (руководящей силой которого являются США), помноженный на лицемерную риторику о демократизации мира, следует сказать, что мышление Запада остается дегуманизированным, колониально-ориентированным, калькулятивно инструментальным, лишенным правового и этического измерения. Западные лидеры (а вместе с ними подыгрывающие им либеральные властители «на местах») стоят на пути вероломства и безответственности. Их следует считать совершенно неблагородными пиратами нашего века. Военным и экономическим интервенционизмом, а также распространяемой ими глобальной ложью, они демонстрируют свой отказ нести плату за колоссальное влияние. В 2008 г. они отлично это показали, когда никем не ограниченные могущественные воротилы спекулятивного капитала своей алчностью привели мир к финансово-экономическому кризису.

Банально говорить, что политика России должна быть более системной, жесткой и последовательной в условиях, когда нас пытаются поставить прижать различными способами — экономическими санкциями, подрывом государственных суверенитетов дружественных нам стран и переориентированием их в антироссийское русло, подведением военной техники НАТО к российским границам, идеологическим накачиванием «цивилизованного» мира антироссийскими настроениями. Причем следует официально заявить, что Россия защищает русских за рубежом, развивает и распространяет русскую культуру, стремится к постсоветской реинтеграции и к превращению РФ в центр силы. Но важно не просто заявить об этом, а действительно заниматься названными вещами.

Когда мы катастрофически слабы и зависимы, русофобия смолкает, поскольку она становится просто не нужной западному миру. Когда мы сильны и независимы, когда народы других стран смотрят на нас с завистью и требуют от своих правительств устроить такую социальную жизнь, как в России, русофобия тоже ослабляется. Ведь трудно обливать грязью сильного, он и ответить может. Но в ситуации «мощностной середины», когда мы набираем силовые обороты и этим показываем свой растущий конкурентный потенциал, но пока еще не можем тягаться с сильными мира сего, русофобия набирает свой пик. Ее не следует бояться. Нужно отвечать на нее, без труда находя фактологические и логические пробелы в западной антироссийской риторике и демонстрируя их миру, тем самым выставляя своих оппонентов в качестве, мягко говоря, недальновидных людей.

Когда Запад развернул целую волну антироссийской дезинформации, когда антироссийские санкции почти достигли апогея, когда американцы решили отобрать у нашего посольства дипломатическую собственность, когда актуализировалась лицемерная травля российских спортсменов, когда Запад поддерживает украинский нацизм, с российской стороны должны следовать реальные действия, а не слезливые претензии, высказываемые дрожащим голосом, — и всего лишь высказываемые. Пора бы повзрослеть и вместо сопливых оправданий в стиле «мы никому не приносим вреда» перейти к уверенным, исторически, фактологически и методологически выверенным обвинениям своих противников в том, за что они должны понести наказание. Не следует ждать очередной выходки против нас с «той стороны». Вместо этого нужно осуществлять полезные для нас выходки, причем без всяких объяснений и оправданий — в русле «так нам захотелось, так показалось целесообразней».

России нужно приватизировать свое медийное пространство, и вместе с тем интегрироваться в медиа-ареалы других стран, начинать оказывать на их население поистине информационное (в отличии от дезинформационной сути западных СМИ, когда они говорят о России) воздействие. В информационном пространстве  прежде всего «цивилизованного» мира следует вместо дискуссий в стиле «какая плохая Россия» инициировать дискуссии, ставившие в невыгодном свете Запад. Нужно активно деконструировать восприятие западными обывателями событий их же истории и привлекать их внимание к нелицеприятным фактам прошлой и нынешней жизни Запада.

Почему бы не устроить перманентные, бесконечные дискуссии в мировых СМИ на эти многочисленные темы преступлений США и стран Запада перед человечеством, начиная с геноцида индейцев и заканчивая поддержкой нацизма на Украине? А то все Россия да Россия…

Нужно, чтобы данная историзация, направленная против западного антиисторизма, осуществлялась перманентно на всех возможных международных информационных площадках. Пусть она укрепляется, укореняется, буквально «проедая плешь», нейтрализуя лживую пропаганду, ведя разъяснительную работу и добавляя глобальному медийному полю  информационности, вытесняющей антиинформационность. И в целом, далеко не только в медийном смысле, нашей стране уже хватит обороняться, следует идти в инфо-нападение.

Позитивная трансформация российской власти произойдет тогда, когда РФ отречется от позиции вызванного на ковер школьника, который вынужден оправдываться за то, чего не совершал, и наконец-то перейдет в информационное, экономическое и дипломатическое  наступление. Псевдоинформационная атака должна вызывать достойный информационный ответ с российской стороны. Причем речь надо вести не только о нашем ответе на их акции, но и о наших инициативных акциях — вовсе не только в информационном, но также в дипломатическом и экономическом. Одними только ответами в противоборстве не выиграть.

***

Борьба с русофобией не должна выливаться в интеллектуально бедный ура-патриотизм, в крайне реакционный державный шовинизм и тем более в национализм. Среди называющих себя патриотами сегодня хватает тех, кто покорно склоняет головы перед сращенным с российским государством капиталом и местными бюрократами, считая этот конформизм истинным патриотизмом. Они же требуют от других покорности и лояльности, забывая, что настоящий патриотизм — не смирение перед элитами, которые вносят вклад в рост бедности, общественной поляризации и социальной несправедливости.

Эти «патриоты» не готовы спорить с правительством, подвергать сомнению его решения, даже если последние являются антинародными. Они практически во всех проблемах России (в том числе внутренних, имманентных нашим обществу, политике и экономике) обвиняют западных чиновников и транснациональную корпоратократию, хотя ряд проблем создается и поддерживается на внутристрановом уровне мощной силой политической бездарности, алчности и коррумпированности российских чиновников. Соответствующие «патриоты» выражают согласие с теми кремлевскими пропагандистами, которые в целях охранения сложившейся (весьма несправедливой по отношению к народу и экономически малоэффективной) властной системы тиражируют мысль, что любые протесты могут привести к майдану в России, а он, в свою очередь, вызовет полнейшую социально-экономическую разруху, «конец геополитики» для страны и вообще конец страны, выраженный в ее разрушении. Такая вероятность имеется, однако она может быть реализована, если именно либералы получат абсолютную власть в стране. Но выраженные в соответствующей форме антимайданные настроения создают основу для «закручивания гаек», для нейтрализации даже разумных форм протеста, для усиления властного произвола как по отношению к оппозиционным активистам, так и к обществу в целом. Распространяемая тоталитарная идея, согласно которой любой протест ведет к майдану и самым страшным последствиям для страны, охраняет систему, какой бы антинародной она ни была. Ведь всегда при взгляде на тотальную коррупцию в стане элиты, которую М. Делягин называет офшорной аристократией, на целый спектр катастрофичных для народа действий властей, можно сказать: «не протестуйте, иначе будет хуже, придут ставленники Запада и вообще страны не останется». Эта же идея способна послужить оправданием для такого цензурирования СМИ, когда даже разумные выпады в адрес российских чиновников/олигархов будут квалифицироваться в качестве  нелегитимной, неуместной, незаконной и потому подлежащей неумолимому наказанию русофобии.

Причем данные пропагандисты и прислушивающиеся к ним ура-патриоты предпочитают умалчивать о том, что: 1) недовольство к правительству проявляют далеко не только либералы-оппозиционеры, но и по-настоящему патриотично мыслящие, стоящие на защите социальной справедливости (социалистически ориентированные) люди, 2) не всякое выражение несогласия есть категоричный протест в отношении действующего правительства; конструктивный протест — это не требование слома всей системы в целом, а претензии к конкретным решениям элит, 3) ряд деятелей власти настолько бездарны в профессиональном и моральном смысле, коррумпированы и даже сращены с транснациональным бизнесом, что от их деятельности для страны и народа вреда больше, чем от какой-либо оппозиции.

Именно ура-патриоты списывают практически все проблемы страны на глобальный заговор внешних сил. Они рассматривают практически любые формы несогласия как проявления русофобии, а деятелей, выступающих даже с максимально конструктивной критикой решений власти, именуют без разбора представителями «пятой колонны». При этом им не свойственно видеть таковыми те властные персоналии, которые продавливают повышение пенсионного возраста, продолжение приватизации и прочие действительно антинародные инициативы. Здесь мы видим крайний выверт чрезмерно догматичного сознания. Про таких «патриотов» следует сказать в шутливом тоне: «Если патриот может ввинтить лампочку в патрон так, чтобы она светила, и ему при этом не помешает «мировая закулиса», — это не настоящий патриот».

Среди так называемых патриотов немало тех, кто проникся солидарностью с великодержавно-шовинистическими идеями. Однако истинный гуманизм говорит о том, что нет народов исключительно хороших и абсолютно плохих. Те же западные народы на самом деле не являются плохими в своем большинстве; дело не в их сущности, а в том, что их правительства и транснациональный капитал  системой манипулятивных СМИ «воспитывают» людей в определенной, выгодной этим глобалистам, парадигме. Наиболее адекватной для действительного русского патриота была бы следующая позиция: я уважаю любой народ с его культурой, языком, обычаями и традициями, но люблю больше всех свою культуру и свою страну. Любовь к родной стране не является барьером для того, чтобы уважать иностранных лидеров борьбы за социальную справедливость, считать их людьми более достойными и духовно более близкими, чем «свои» нувориши, олигархи, бюрократы, забывшие об элементарных формах коллективизма, патриотизма и социальной ответственности продажные консюмеры. Российские бюрократы и олигархи могут быть не менее алчными и склонными нарушать права трудящихся, чем воротилы транснационального капитала. Их «российскость» — вовсе не повод ура-патриотического солидаризации с ними как своими. Тем более эта российскость часто бывает формальной, а на самом деле данные люди давно стали космополитами.

Ура-патриотизм не является патриотизмом в силу своей близорукой фанатичности. Он представляет собой квази-патриотизм, выраженный в аморальном конформизме и немотивированной агрессии ко всем, кто хотя бы с какими-то действиями власти выражает несогласие. Ура-патриотизм по сути — услужливость и даже пресмыкательство по отношению к политической элите, которые маскируются интеллектуально ущербной идеологией о необходимости во что бы то ни стало массово консолидироваться вокруг власти, иначе будет хуже. Таким образом  классовый интерес выдается за всеобщий.

Размышляя о сложившейся ситуации, ловишь себя на следующих вопросах. Кто мне духовно ближе — иностранные борцы против транснационального капитала или «свои» капиталисты, которые отделились от народа так, что возникла огромная бездна, выраженная в катастрофическом социально-экономическом расслоении?  Должна ли моя личная солидарность распространяться на тех жителей России, то есть «своих», кто конвертирует деятельность по обворовыванию народа в покупку себе новых сверхдорогих яхт и дворцов? Обязательно ли мне как патриоту радоваться за российскую управляемую олигархически-чиновнической спайкой корпорацию, которая обогнала в конкурентной гонке иностранного оппонента, смогла вырваться на новые рынки и договорилась с иностранными конкурентами с выгодой скорее для себя, чем для народа России? Будет ли эта радость и гордость проявлением подлинного патриотизма? Осмысленно ли испытывать «патриотичный» прилив сил, когда узнаешь о том, что правительство РФ решило оказать помощь российским олигархам, чьи позиции были слегка подкошены экономическими санкциями — и это в условиях, когда жизненно важные сферы инфраструктуры и, конечно, поверженные в бедность люди, нуждаются в финансировании?

Получается, российскому народу приходится выплачивать этакий налог на содержание и процветание олигархов. Тем временем О. Дерипаска передает долю своих активов в руки США, а правительство смотрит и молчит, вместо того чтобы национализировать бизнес-империю. В составе членов директоров офшорного холдинга Иен+, через который Дерипаска контролировал свою алюминиевую империю и гидроэлектростанции, из 12 членов 6 граждан США и Великобритании. Весь состав советов директоров En+ и Русала  в обязательном  порядке согласовывается с Министерством финансов США. Неудивительно, что En+ и Русал были исключены из санкционного режима [16]. Под американский контроль в результате этой предательской акции перешли алюминиевые заводы, гидро- и тепловые электростанции. В будущем иностранные управленцы могут уничтожить алюминиевую промышленность в России и резко повысить тарифы на электроэнергию [3].

Стоящие у власти сторонники либерализма продолжают приватизировать собственность так, что активы уходят в руки иностранцев, развязавших против России информационную, дипломатическую и экономическую войну. Как стало известно, немалая часть акций Сбербанка принадлежит британцам и американцам. При этом правительство учит народ патриотизму.

Всемирная торговая организация, куда руками либералов затащили Россию, запрещает защиту отечественных производителей. Следовательно, ВТО, как и либеральное правительство, противодействуют реальному (а не декларируемому на словах) импортозамещению — и модернизации. Даже несмотря на санкции, Россия остается верна неолиберально-колониальному курсу.

Либерал-элиты, несмотря на наличие неиспользуемых средств в бюджете, берут деньги в долг у иностранных спекулянтов и таким образом спонсируют их, оплачивая процент. То, с какой ретивостью либеральный блок нашего правительства финансирует США, заставляет предположить, что по сравнению с этим феноменом вред для России от западных санкций минимален.

В целом экономическая система выстроена так, что даже государственные или частично государственные корпорации думают исключительно о прибыли и ставят ее во главу угла, хотя в реальности нужно приоритетом считать социальную значимость. Вузы должны учить, а не повышать прибыль. Больницы — лечить, а не зарабатывать деньги. ЖКХ — обеспечивать людей услугами, а не изымать сверхприбыли путем необоснованного завышения тарифов. Перевозчикам вместо капитализации необходимо заботиться о том, как бы сделать каждому гражданину поездку на поезде или полет на самолете более дешевыми и комфортными. Неудивительно, что в России полет на самолете стоит дороже, чем полет в Европе на аналогичное расстояние. Этот и многие другие примеры показывают, что у нас выстроен более дикий, более капиталистичный капитализм, чем в Европе, где рост цен сдерживается. Если брать во внимание критерий социально-экономической политики, то Старый Свет по сравнению с РФ — чуть ли не венец общественно ориентированного социализма.

Наверняка в нынешних условиях идею вертикальной солидарности, выраженную в «осознании» трудящимися общих интересов с управляющими, с позиций здравого смысла и нравственных норм следует квалифицировать как глубоко аморальную и ложную. Можно сколь угодно производить с помощью медийных «воспитательных» процедур эффект единства народа и власти, продвигать праздник под названием «день народного единства», но без действительно народно-ориентированной политики эффект останется эффектом. Существует большая разница между реальностью и представлением, между «есть» и «как будто есть». Неясно, какое единство может быть между: сверхвлиятельным А. Чубайсом и работающим в энергетическом секторе инженером, получающим огромные доходы А. Силуановым и простым бухгалтером, Э. Набиуллиной и обычным банковским сотрудником. Неясно, какое единство возможно между народом и ограбившим его олигархатом — в условиях, когда бедность расширяется, правительство продолжает неолиберальную политику и даже не думает о пересмотре итогов приватизации.

Обратим внимание на то, что у руководителей госкорпораций огромные доходы и баснословные «золотые парашюты». Главе «Газпрома» А. Миллеру выплачивают в год $25 млн. По данным журнала «Форбс», у 12 руководите­лей российских госкомпаний в среднем выплаты составляли $17,2 млн ежегодно [2]. Стоит вспомнить сведения о многомиллиардных активах тех же А. Чубайса; бывшего вице-премьера, а теперь главы «Внешэкономбанка» И. Шувалова; главы «Почты России» (в которой рядовые сотрудники получают 10-15 тыс. рублей) Н. Подгузова [13]. Согласно отчетам российских чиновников, а 2018 г. вице-премьер Ю. Трутнев «заработал» 538,396 млн рублей, министр промышленности и торговли Д. Мантуров — 443,384 млн, министр сельского хозяйства Д. Патрушев — 183,779 млн.,  министр природных ресурсов и экологии Д. Кобылкин — 47,509 млн., министр культуры В. Мединский — 41,910 млн, первый вице-премьер и министр финансов А. Силуанов — 40,072 млн, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций К. Носков — 31,885 млн., вице-премьер А. Гордеев — 23,929 млн, министр строительства и коммунального хозяйства В. Якушев — 23,087 млн, вице-премьер Д. Козак — 22,837 млн, премьер Д. Медведев — 9,918 млн [12]. Еще можно было бы понять богатство этих и многих других людей, если бы их деятельность действительно несла большую пользу для общества и экономики.

В этот список есть смысл внести бывшего министра открытого правительства (совершенно непонятной, видимо, бесполезной структуры) и мультимиллиардера М. Абызова, который обладает домами в Италии и в Великобритании и другими активами за рубежом. Его дети являются гражданами США. В 1990-е гг. он, будучи бизнесменом, продавал новосибирской области по завышенным ценам горючесмазочные материалы и сельхозтехнику. Абызов примерно тогда завладел контрольным пакетом акций Новосибирск-энерго за $500 тыс вместо $40 млн, сколько тот реально стоил. Появились данные о том, что вместе с Чубайсом он уничтожал и обкрадывал единую энергетическую систему России. В 1998 г. он стал правой рукой Чубайса. Предприятия, лишенные денег, не могли платить за энергию, и становились объектом для жуликов-приватизаторов; Чубайс и Абызов в совершенно террористическом стиле отключали даже оборонные предприятия и военные части. Абызов получил в управление 12 федеральных электростанций и 49 региональных энергокомпаний с совокупной выручкой более 430 млрд рублей.    После разгрома РАО ЕЭС в 2008 г. Абызов стал долларовым миллиардером, контролирующим наиболее прибыльные части электроэнергетики. Потом он стал советником Д. Медведева. Когда Абызов возглавлял группу по рассмотрению общественных инициатив, эта группа не одобрила ни одной общественной инициативы. Появились обвинения в том, что он занимался в «открытом правительстве» распилом денег и всякими махинациями (см. [11], [14]). В конце концов Абызова коснулась рука Фемиды по серьезному обвинению — «угроза устойчивого экономического развития энергетической безопасности ряда регионов страны». Но возникает вопрос: за какие заслуги такого одиозного человека взяли на сверхвысокую должность в структуру, польза от работы которой не замечена?  И сколько таковых еще остается на руководящих постах?

Власть продолжает апеллировать к национальному чувству, говорить о русскости, едином народе. «Этно-национальное сознание является постоянным прибежищем для всех тех, кому классовая организация угрожает утратой относи­тельных преимуществ при нормальной деятельности на рынке и в политическом торге, где доминируют классы. Очевидно, что часто это именно так для высших слоев, которые тем самым оправдывают те или иные версии расистской идеологии. Более того, коль скоро господствующие группы могут вдохновить принятие этно-нацио­нализма как основы политических действий, они тем самым дости­гали той самой трехуровневой структуры эксплуатации, которая помогала сохранять стабильность системы» [1, с. 89]. Господствующая олигархия сама может работать на формирование и укрепление национального самосознания народа, чтобы отвести от себя гнев и ослабить классовое недовольство. Власть способна использовать национальные чувства для проведения антинародной политики и интеграции страны в систему глобального неолиберализма.

Подлинный патриотизм не имеет ничего общего со слепой склонностью подчиняться государству, с безоценочным доверием к словам и действиям высших государственных элит. Подлинный патриотизм характеризуется любовью к стране и ее народу, готовностью защищать их от вредоносных воздействий, проистекающих от различных акторов, в том числе от «своих» держателей капитала и сращенных с ними чиновников. Патриотическое сознание подвергает строгой рефлексии любое решение властей. Такая рефлексивность проистекает не из недостаточности патриотизма, не потому, что он вытесняется критицизмом и политическим скепсисом, а, напротив, из аутентичности патриотизма. Патриотическая позиция, в отличие от ее ура-патриотического антипода, в обязательном порядке предполагает здоровый конструктивный критицизм и смелость его высказывать в адрес властных персон.

Люди, взращенные в лоне до непристойности повышенного псевдоинформационного влияния рекламы и потребительской идеологии, не особо хотят защищать свою страну. Для консюмеров боевая доблесть — нечто ненормальное, инопланетное, выходящее не только за пределы их убогого внутреннего мирка, но и за рамки их понимания. Для них главное — собственный статус, деньги и шмотки. Для нет великой идеи, за которую можно было бы вести рискованную борьбу. Нет той идеологической сферы, в которой люди бы узнавали себя, основу своей жизни, ориентир, задающий особую значимость их существованию. Роль великой идеи со времен утверждения в России неолиберализма играет идея денег, потребления и обогащения.

Помимо потребительского «воспитания», заворовавшаяся чиновничья когорта и провластный олигархат самим фактом своего колоссального материального превосходства затушевывают в народе патриотизм. О национальной объединяющей идее не может быть речи, когда происходит жесточайшая социально-экономическая поляризация. Никакая идея не будет сплачивать народ, когда реальные обстоятельства жизни только атомизируют общество, когда с одной стороны наблюдается роскошь меньшинства, а с другой — обнищание огромных масс.

После того как от введения и усиления санкций пострадали отечественные олигархи, правительство бросилось им на помощь и стало вкладывать деньги в их активы. То есть были национализированы убытки в лучших традициях уродливого капитализма. Это явно не патриотичный жест. Наверняка более осмысленно спасать от кризиса не олигархов, а простых людей (увеличение пенсий, зарплат, материнского капитала, пособий и т.д.), которые полученные деньги не будут выводить в офшоры, а оставят работать на экономику страны, на внутренний спрос. Вместо жалости по отношению к пострадавшим от западного давления олигархам необходимой мерой является национализация их активов и перевод экономически важных производств в руки государства.

Если социальное расслоение становится настолько большим, каким оно стало в результате либеральных реформ, народ раскалывается. В России возникли, условно говоря, два народа — совсем разных по численности и по степени влияния на политику — бедные и богатые. У них различный образ жизни, не понятный друг другу. Абсолютная несхожесть уровней жизни формирует различие норм, ценностей, нравственных ориентиров.

Наличие морально прогнившего и сверхбогатого истеблишмента является фактором, снижающим в народе стремление отдавать свою жизнь за Отечество. Самоотверженность за страну не равняется самоотверженности за власть, за ее право продолжать вершить прежний политический курс. Люди понимают, что «уважаемые» субъекты вряд ли в случае необходимости возьмутся за оружие для защиты своей Родины. Ведь налицо господство хищнических аппетитов ряда элит, их презрение к социальной справедливости, неуважение к обществу, политико-стратегическая и моральная тупость, слепота в отношении последствий их деятельности. Виновник массовой депатриотизации — не столько оранжевое лобби, сумевшее запудрить людям мозги, сколько власть. Она с помощью «особым» образом цензурируемых СМИ из одних взрастила потребительски ориентированных неженок и рухлядей, видящих только свои личные интересы и не замечающих интересы и проблемы глобального масштаба. Из других с помощью того, что она именует социальной политикой, она взрастила ненавистников самой власти, угнетенных трудовой эксплуатацией, хамством элит, бесправием и прочими «достижениями» истеблишмента.

Когда люди осознают, что сформирована система бесправия в сфере влияния на власть, что государство их обманывает и манипулирует, что власть стала «чужой», чувство патриотизма в народе угасает. Его всплеск наблюдался в ходе «крымской весны»; тогда возникли оптимистические ожидания, что наконец-то эпоха национального предательства завершилась, однако надежды не оправдались.  Вряд ли в обществе вырастет стремление защищать страну и уж тем более господствующую власть, когда  правит бал несправедливость, результаты всеобщего труда пропадают в какой-то черной дыре, наблюдается тектонический разлом между народом и элитой, ряд властных персон отгородились от народа в политическом, экономическом и культурном смысле, превратившись в жирующих за счет народа компрадоров, которые стали чуть ли не отделившимся от своей страны номадическим космополитическим этносом. Сложно выращивать патриотизм в стране, среди политических верхов которой правилами хорошего тона считается подобострастный взгляд на Запад, открытие за рубежом счетов, покупка там имущества, отправка в страны «цивилизованного» мира своих детей на учебу. Все эти действия указывают на антипатриотическую и откровенно предательскую направленность некоторых представителей российских «элит».

Мало кому приятно смотреть, как его труд и труд всего народа конвертируется в сверхприбыли олигархов и чиновников, торгующих интересами страны, ее ресурсами и отказывающихся строить социально справедливую систему для народа и будущее для следующих поколений. Кому захочется объединяться вокруг правительства против внешних угроз, если приличное число членов правительства рассматривают свою работу не как служение народу, а как средство личного обогащения и служения транснациональному капиталу? Мало кто захочет поддерживать власть, если чиновники относятся к России как к «этой стране», которой нужно управлять сейчас, чтобы потом разжиться возможностью уехать в «цивилизованный» мир. Когда люди понимают, что они работают не для строительства лучшего мира, а для того, чтобы очередной эксплуатирующий их приближенный к власти олигарх купил новую яхту, они едва ли склонны к героизму. Когда они понимают, что национальной идеей стало бабло, их желание сплотиться с ТАКИМ правительством ради борьбы с внешними угрозами весьма слабо себя проявляет.

Люди понимают, что «борьба с коррупцией» — это всего лишь борьба с теми взяточниками, которые не являются «своими»; людям понятно, что власть не борется с условиями, которые порождают коррупцию, а только периодически прижимает отдельных коррупционеров. То же дело Васильевой стоит расценивать как циничный плевок в сторону общественных интересов.

Люди отказываются солидаризироваться в условиях, при которых властные круги в экономическом и культурном плане более тесно связаны с внешними «партнерами», чем со своим народом, когда они продолжают проводить либеральные реформы, по сути являющиеся средством наступления на интересы трудящихся. Пенсионная реформа — самый яркий для нашего времени пример [5]. Осуществляется недостаточное с точки зрения защиты национальных интересов реагирование на экономическую агрессию «цивилизованного» мира. В соответствии с либеральной парадигмой ухудшаются и коммерциализируются образование и здравоохранение.

Сюда же стоит отнести спасение от кризиса бизнеса олигархов новыми денежными вливаниями, необоснованное повышение цен на бензин, рост НДС, в целом разрушение надежд на уход либерального правительства. Так, были повышены налоги на добычу и переработку нефти в России и упрощен экспорт нефти и нефтепродуктов (отказ от экспортной пошлины), чтобы это сырье доставалось нашему народу дороже, а другим народам — дешевле. И независимо от изменения мировой цены нефти цена бензина в РФ не снижается. Где тут хотя бы какая-нибудь справедливость? Рост цены бензина вызывает рост цен в различных секторах и подрывает производство, в том числе военное; следовательно, России будет сложней поддерживать и создавать оборонный потенциал и становиться сильной военной и экономической державой. Повышение НДС влечет за собой увеличение издержек во всей производственной цепи: само производство, переработка, упаковка, логистика, продажа. Повышение как НДС, так цены бензина сопряжено с максимизацией дополнительной нагрузки на потребителей. Никакой необходимости в этих мерах не наблюдалось.

Заодно правительство инициировало внесение законопроекта об административной ответственности за неуважение к государству. Во-первых, сама формулировка выглядит весьма абстрактной. Ведь любую обоснованную критику решений властей можно квалифицировать как оскорбление государства. Во-вторых, почему-то не идет речи о неуважении со стороны политических элит к интересам общества. Получается, граждане должны уважать государство каким бы они ни было, а на государство аналогичная обязанность не распространяется по отношению к гражданам. Известны случаи хамства и лжи чиновников. Они говорили, например, о том, что государство гражданам ничего не должно, и оно не просило их рожать своих детей. Они вещали, что можно прекрасно прожить на 3,5 тыс. рублей, питаясь макаронами. Д. Медведев сказал пенсионерам «денег нет, но вы держитесь», когда в федеральном бюджете находилось более 7 трлн рублей. Известные слова Медведева и позже Голиковой о педагогах можно интерпретировать так: если педагогики хотят зарабатывать хорошо, им следует уходить из профессии, которая является в некотором роде табуированной, закрытой от развития, от государственной поддержки. В общем, хамство, ложь и оскорбления со стороны представителей власти в адрес народа имеют место, но в правовом поле речь идет исключительно об оскорблении власть имущих.

Массовое сплочение невозможно, когда люди осознают, что так называемый государственный интерес не тождественен общественному, а противопоставлен ему, и представляет собой совокупность интересов узкого круга лиц. Если честный труд не дает права на достойную жизнь, если налоговая система устроена так, что бедные платят как богатые (а нередко и больше, поскольку у богатых имеются возможности уходить от налогов), исходящая от провластных лоббистов пропаганда отличается сравнительно небольшим воздействием — вот о чем стоит задуматься истеблишменту, который народу вещает о патриотизме. Да и пропаганда эта слабенькая, так как она обессмысливается другим медийным трендом, совершенно ей противоположным, который культивирует роскошь, ценность «легких» денег, индивидуализм и эгоизм.

В таких условиях трудно стимулировать широкие массы к самоотверженному труду, ибо воцарившаяся несправедливость сильно понижает трудовую мотивацию. В условиях, когда наблюдаются не просто сверхдоходы руководителей различных предприятий и нищенские зарплаты рядовых сотрудников этих же предприятий, но принципиальная позиция государства по защите этого положения вещей (вспомним хотя бы скандал с доходами руководителя Почты РФ), едва ли вырастет патриотический энтузиазм в обществе.

Если уровень жизни недостаточно высок, но он растет вместе с ростом экономики, а культура сохраняет свою моральную состоятельность, возникает положительный тип трудовой мотивации и социальной ответственности. Если жизненный уровень снижается (тем более в условиях экономического роста), социально-экономическое расслоение растет, а медийная культура вещает «жить нужно в кайф», говорить о положительном типе мотивации и социальной ответственности едва ли приходится. Конечно, нормальные люди любят свою страну какой бы она ни была (или какой бы она им ни представлялась) и кто бы ей ни правил. Но «уровень нормализации» сильно снижают: распоясавшаяся (звучащая из почти всех медиа-источников) потребительская идеология; подрыв образования и социального воспитания, что влечет спад интеллектуальных и моральных качеств;  реальные условия жизни, которые в их совокупности можно охарактеризовать как «растущая социальная несправедливость».

Увеличение пенсионного возраста — грабительская нападка на права трудящихся и на конституционную норму, согласно которой в РФ социальное государство. Кстати, именно это МВФ повсеместно требует от разных государств. Также чиновники заговорили  о введении платного въезда в города. Инициировалось решение увеличить цену за каждый избирательный голос, вследствие чего политические партии будут получать больше денег за голоса, отданные нами; и это в условиях, когда чиновники призывают затягивать пояса и переходить в режим экономии, а Д. Медведев говорит «Денег нет, но вы держитесь». Это — прямой, подлый и циничный удар по социальной справедливости. Наконец, в России продолжает увеличиваться количество миллиардеров, доходы крупных госчиновников составляют миллионы рублей в месяц (вспомним скандалы с Шуваловым и Силуановым), когда огромная масса людей находится за чертой бедности. Неравенство цветет пышным цветом под рост числа богачей. Видимо, далеко не к каждому относится призыв экономить во имя более достойного будущего. Тем более отсутствуют официально принятые идеология и программа действий, которые описывали бы это будущее (достойное для всех, а не исключительно для элит) и гарантировали его наступление.

Нормального человека унижает  факт отставания собственной страны в различных отношениях. Но правящий слой, проникнутый идеологией либерализма, по-видимому, относится к этому «прагматично», понимая, что обеднение народа и торможение прогресса — залог обогащения. Ибо для большинства номенклатурщиков, наделивших себя свободами и привилегиями, но отказавшимися от социальной ответственности, стало культурной нормой не просто отделение личного блага от национального, а их жесткое противопоставление. Они забыли императив, согласно которому власть призвана обеспечивать благо тех, кто ей подвластен, и вместо слуг народа представляют собой хищных и жадных эксплуататоров. Служение народу — не проявление правителем слабости или доброй воли, а его прямая обязанность. Мораль чубайсов, абрамовичей, грефов, дворковичей, ливановых, фурсенко, кудриных вряд ли идет в фарватере национальных интересов. Мораль многих чиновников глубоко оскорбляет действительно честных, порядочных и патриотичных людей. Не менее оскорбительно происходящее на телеэкране мракобесие в виде потребительского китча и гедонистического разврата. Оскорбляет взгляд с экрана новых шоу-деятелей, чья «работа» социально бесполезна (или даже вредна), но популярность и доход которых намного выше, чем у тех людей, кто своим трудом приносят огромную общественную пользу: врачи, учителя, инженеры и др. Как телетрансляция, так и само наличие гламурных сверхроскошных тусовок социально безответственного «креативного класса» не внушают патриотических настроений.

В кругах любой элиты всегда появляется слой, который купается в роскоши, с размахом пользуется результатами общественного труда и открещивается от людей, обеспечивших его благополучие. Однако в России не то чтобы такой слой народился, а скорее он максимально расширился, и значительная часть элиты превратилась в таковую (анти)общественную группу, в корпорацию. Неудивительно недоверие честных тружеников к такой элите. Программы реальных действий по восстановлению России нет, отсутствует понимание перспектив развития страны и общества.  Такое отсутствие медленно, но верно размывает легитимность государства в глазах народа, и если таковую программу выработают, сложно будет мобилизовать утративший доверие к власти народ на ее осуществление. Да, есть позитивные подвижки: присоединение Крыма, помощь Донбассу, борьба против транснационального капитала в Сирии. Но этого мало. Вспомним слова Н. Макиавелли: «всякий вид общежития, будь то религиозный культ, царство или республика, ни в чем так не нуждается, как в восстановлении своего первоначального авторитета, сохранении добрых порядков или достойных людей, которые могли бы об этом позаботиться» (цит. по [15, с. 134]).

Явно наши прадеды сложили свои головы в топке мировой войны не для того, чтобы на страданиях и достижениях победившего народа кучка людей набивала карманы. Действия власти идут вразрез с ее риторикой, что становится понятным многим, и возникает коммуникативный барьер между властью и людьми, которые перестают принимать всерьез ее слова. Коммуникативный барьер иного свойства тоже имеет место и воздвигается самой властью, которая не хочет идти на диалог с народом по обсуждению своих решений, которые оказывают огромное влияние на жизнь всей страны. Так, по катастрофическим реформам образования, по вопросу о повышении пенсионного возраста и многим другим инициативам вместо диалога народа с властью присутствует монолог и вероломное, самовольное продавливание сверху крайне непопулярных решений.

В случае национальной опасности истеблишменту будет очень тяжело договориться с народом, которого считает себя презираемым. Принимаемые сверху решения приводят к дефициту общественного доверия. Нелегко договориться и с прослойкой консюмеров, которые в качестве достойных внимания признают только собственные игрушки и которых власть сама же взрастила тем, что на протяжении всех лет своего господства давала зеленый свет тиражирующим потребкульт СМИ и сама им проникалась. «Когда личная утроба доминирует над всем, когда пупом земли выступает мое «Я», незачем идти на какие-то жертвы за страну, народ и отечество», — рассуждает консюмер. Необходимо посредством медиа показывать ценность творчества и служения обществу, а не животного потребления.

Противоречия между властью и обществом становятся, пожалуй, серьезнее, чем противоречия между властью и глобальной корпоратократией, запустившей программу русофобии. Соответственно, истеблишмент, усиливая эти противоречия, только отвращает народ от себя и страны, а часть людей в условиях недоинформированности поворачивает к прозападной риторике. Когда власть имущие с беспокойством заявляют о том, что Россия заражена оранжевой чумой, забывают признать в том числе свою вину за такое заражение. Ведь именно они, а не заокеанские лоббисты, своей наглостью, коррупцией, бюрократическим произволом, ложью довели немалый сегмент общества до поддержки оранжизма. И продолжают доводить, так как не наблюдается поворачивания режима в социально ориентированную сторону.

Некоторые думают: «пусть лучше придут иностранцы и возьмут политический руль, чем будет продолжать править эта свора». Я не оправдываю такие действительно катастрофические настроения, а всего лишь хочу сказать, что они рождаются в головах людей не только от глупости, но и от ненависти к собственным безответственным полит-функционерам. А ненависть формируется не на пустом месте. Причина ее формирования — характер деятельности элит.  Режим, в котором коррупция стала системообразующей и самовоспроизводящейся, а антинародные инициативы превратились чуть ли не в визитную карточку, будет только больше злить народ. Борьба с коррупцией и осуществление контроля за чиновниками в рамках господствующей системы почти невозможны, так как подорвут саму основу государственного строя, его коррупционный фундамент. Вместо инициирования социально ориентированной политики такой режим будет продолжать голословно навешивать ярлыки на любой протест против беспредела чиновников, объявлять его вражеским и заказанным из-за океана.

Конкурентоспособность страны зависит как от количества, так и от качества (нашего продолжающего депопуляцию) народа — его образования, восприимчивости к инновациям, квалификации руководителей, удовлетворенности чувства социальной справедливости, наличия содержательной и жизнеутверждающей идеологии, способной объединять социум для достижения общих целей.

Тяжелые и длительные тяготы общество способно пережить и простить их государству, если они действительно необходимы, всеобщи и опираются на действительную, а не декларируемую, справедливость. Однако довольно трудно простить власть, когда народ переносит тяготы, а по телевизору видит рекламу товаров, которые приобрести не может, а также узнает про повышение количества миллиардеров и доходов политических партий за счет народного благосостояния.  Можно пережить тяжелые бедствия, если того требуют интересы страны. Социальное большинство, скорее всего, было бы готово  добровольно самоограничиться и вместе со всей страной переживать трудные времена, но именно со всей страной, то есть если бы трудности распределялись на всех в равной мере. Для этого следует отказаться от многих реалий нашего времени, в том числе от порочной практики, когда прибыли приватизируются узкими группами спекулянтов и торговцев природными ресурсами, а убытки национализируются, то есть спускаются на плечи общества.

Не лучше ли власти начинать решать все эти проблемы вместо того, чтобы продолжать обогащаться под включенные ей же динамики, вещающие народу о патриотизме и про то, как хорошо пожилым людям будет жить без пенсий? По факту она вместо улучшения отношений с народом продолжает манипулировать народом, насаждая патриотическую риторику, когда дело касается каких-то ошибок во властных решениях и когда ответственность за них власть старается возложить на общество — мол недостаточно патриотически мыслящих людей, вот и проблемы возникли.

***

Россия должна выжить в геополитической борьбе, сохранив свой народ, экономику, территориальную целостность, культуру и идентичность. Обеспечить жизнеспособность страны можно только путем создания системы, основанной на социальной справедливости. Последняя в данном случае рассматривается как совокупность различных факторов. Это отлично работающее социальное государство, минимальная общественно-экономическая поляризация, эффективно действующие социальные лифты, пропаганда и реальная гегемония честного и социально полезного труда (а не социально вредных видов деятельности),  действительный статус честного труда как гаранта профессионального и материального продвижения, тиражирование в СМИ здоровой (не-потребительской) нравственности. Это обеспечение экономического роста, формирование условий для достойной жизни людей, повышение благосостояния народа, дебюрократизация и развитие образования. Это пересмотр итогов приватизации, восстановление народной собственности на недра и другие формы национального имущества. Речь идет, очевидно, о системе, которую следует назвать социал-демократической. Такая система сможет достойно обеспечивать людей, давать условия для действительного интеллектуального и морального развития. Тогда патриотизм станет нормой, а не отклонением, каким он является для неолиберальной системы. Социум будет сплоченным, спаянным сетями солидарности, объединенным соответствующими ценностями. Но тогда у политических и экономических элит не останется возможностей наживаться на обществе.

Кто-то может сказать, что в национальной идее нуждается только несамодостаточное государство, которое ее наличием будет компенсировать свою  немощь. Однако такое мнение представляется неверным. Для жизнеспособности России нужны национальная идея и основанная на ней стратегия внутренней и внешней политики, пришедшая на смену модели ручного управления и ситуативного реагирования. Национальная идея имеет функциональный потенциал, используясь как вовнутрь, так и вовне. В своем экспортном плане она должна говорить миру о том, что может ему дать Россия (например, борьба за социальную справедливость) и тем самым нейтрализовывать распоясавшуюся в глобальном масштабе русофобию и перетягивать мировое общественное мнение на сторону РФ. Это послание миру о наиболее предпочтительном варианте его будущего существования. Особенно борьба за социальную справедливость и предложение этой идеи актуальны сегодня, когда мировой гегемон и его вассалы систематически нарушают нормы международного права, превращая мир в глобальные джунгли, где вместо силы права доминирует право силы, где закон джунглей становится единственно функционирующим. У России есть возможность противопоставить глобальному беспорядку и беззаконию справедливость, равенство, право.

Но перед распространением сформулированных в виде национальной идеи русских ценностей необходимо для начала отстоять их у себя, перестав вдаваться в зачастую без(д)умный западоцентризм в культуре, науке, искусстве и т.д. Без этого распространять будет нечего. Не выстроив концепции своего будущего, мы не можем предложить никаких подобных концепций миру. Когда западоцентризм остается доминирующим в сознании элит, можно говорить о наличии — пусть даже частичного — внешнего управления, формирующего ценности элит и таким образом выступающего скрытой формой интервенции. Россия уже проходила эту историю в перестройку и последующее время, когда сознание государственных деятелей наполнилось западными идеями, а сами политики, сдав все позиции геополитическим конкурентам, превратились в наместников оккупационных войск. Они стали жить не ради интересов своей страны, а ради личного комфорта, и Россия от этого удара не может оправиться до сих пор.

Современная российская власть не утвердилась во мнении относительно национального прошлого, так и не дала официальной оценки советского периода и постсоветской приватизации. Она создает непонятный коллаж, сшитый из противоречащих друг другу ценностей. В этом эклектизме наличествуют некоторые советские символы, монархические артефакты и либеральные образцы. Да и в целом используется крайне бедный репертуар символов, исторических событий, фигур прошлого, необходимых для формирования «позитивной» системы ценностей, создания национальной солидарности и осуществления мобилизации под ее крылом. Поэтому всерьез говорить о создании национальной идеологии и ее распространении пока преждевременно. Но желательно, чтобы события поторопили самих себя.

В плане «внутреннего использования» национальная идея призвана вещать о том обществе, которое мы хотим построить внутри страны (опять же допустим — обществе социальной справедливости) и, конечно, указывать на инструменты, методы, технологии и т.д. которые позволят ее реализовать. Но недостаточно декларировать эту идею — надо ее воплощать. И, конечно, ей следует быть аутентичной, а не такой лицемерной, как у сверхдержавы под названием США, которая чем больше вещает о своей демократический миссии, тем больше антидемократических проектов реализует в мире. Тогда каждый ученый, военный или труженик будут осознавать смысл существования России, путь, куда она идет, и уверенность в правильности этого пути. Тогда все представители Русского мира разных национальностей, религий и светских взглядов будут объединены этим смысловым фактором.

Нам нужен согласованный с национальной идеей большой системный Проект, а не мелкие проектики. Необходим мобилизационный Проект, который меняет одновременно культуру и инфраструктуру, сознание и бытие, ментальность и реальность. Проектированию надлежит отказаться от консервативной концентрации внимания на прошлом и настоящем, от сиюминутного реагирования, и обратиться к планированию будущего. Идеология проекта — это не пиар, основанный на маниловских идеях без продуманного плана их воплощения или же просто на мелкотемье. В последние годы мы видим именно переизбыток такого пиара-симулякра, который говорит о планах модернизации, а получается демодернизация. Он же вещает о планах улучшения жизни общества, но в конце концов выходит ухудшение. В пиаре очковтирательство ставится выше реального стратегического целеполагания, отсутствие действительных достижений компенсируется наличием «достижений на бумаге», недостаток эффективности работы закрывается эффективностью отчетов о якобы проделанной работе, отсутствие крупных программ объясняется наличием мелких и местечковых прорывов, провалы и социально опасные реформы именуются прорывами и общественно полезными нововведениями. Распространенный в наше время пиар связан с молекулярными (далекими от глобальности) инновациями, которые обычно отчуждены от средств их достижения, то есть не имеют связи с реальностью. Или же они откровенно вредны для общества, но им придается риторическая оценка полезности.

Проект не связан с псевдофутурологическим ненаучно-фантастическим крючкотворчеством, безосновным планированием и безответственными пиаровскими обещаниями. Проект вообще нельзя сравнивать с пиаром, поскольку могучее и великое несравнимо с никчемным и убогим. Проект можно сравнивать разве что со сталинской индустриализацией, в грандиозности которой не отнимешь. Любое серьезное целеполагание, связанное с развитием, требует жертв. И следует помнить, что нельзя ждать от беднеющих масс жертвенной реализации Проекта, когда элиты остаются жирующими и не желающими идти ни на какие жертвы. Сама складывающаяся в стране ситуация должна указывать на следующий факт: цель жертвования выше того, чем приходится жертвовать. И власть обязана ситуацию сложить именно так, показав: жертвуют все и цель настолько общесоциальна, что ее ценность неоспорима для всех. Как говорил Конфуций, «кто не заботится об отдаленном бу­дущем, получит большие проблемы в самом ближайшем».

Ради умелого воплощения социально значимых долгосрочных планов необходимы далеко не только честность элит, их идентичностное единство со своей страной, чего сложно добиться в условиях негативной мобильности, когда наверх пролезают беспринципные приспособленцы и демагоги. Требуется также широкий спектр высоких интеллектуальных, аналитических, управленческих умений, а заодно твердая политическая воля. Система подготовки формирует завтрашних специалистов, управленцев, ученых, в общем, умы будущего. Для повышения интеллектуального, морального и профессионального потенциала элит и общества следует создать новую (или новую-старую) систему образования. Для подготовки здорового общества не годится нынешнее образование с его болонизированностью, механистически-бездумной тестированностью, ЕГЭизированностью, демотивирующей преподавателей бюрократизацией и переизбытком всяких симулякр-подходов типа так называемого компетентностного.

В целом жизненно важно продуцирование подлинного и всеобщего осознания национальной идентичности и единых интересов государства и народа, а для этого государственная политика должна ориентироваться на интересы общества.

Нашему правительству следует наконец-то показать свою состоятельность, профессионализм, интеллектуальную и стратегическую самодостаточность и действительное стремление работать во благо родины. Это произойдет тогда, когда РФ отойдет от тех форм сотрудничества с Западом, которые выгодны той стороне. Необходимо отказаться от покупки государственных облигаций США (и поддерживать спрос на доллар), что является преступным финансированием нашего геополитического противника, который развернул против нас широкомасштабную экономическую, информационную и дипломатическую войну. Следует отойти от выгодной транснациональному бизнесу идеологии либерализма, выбросить ее на свалку, а вместе с ней — и тех чиновников, которые продолжают защищать губительную для России позицию вашингтонского консенсуса. Думается, самая страшная для американских элит контрсанкция, которую может предпринять российский истеблишмент, — это увольнение (если не отправление на скамью подсудимых) всех либералов со значимых постов российской власти, отказ от расчетов в долларах, национализация Центрального банка и вообще отход от экономического неолиберализма.

Для усиления России нужно в первую очередь выкинуть за борт государственного судна либерализм как идеологию, что, конечно, усилит возмущенный собачий вой в «цивилизованном» мире. Затем следует разработать национальную идеологию и стратегию действий, которые приведут к ее реализации. Самой же национальной идеологии следует основываться на принципах демократии, патриотизма, равенства, солидарности и социальной справедливости. И если эти принципы станут не просто декларироваться с высоких трибун, а вместе с тем постепенно воплощаться в жизнь, среди российского народа будет уменьшаться доля тех, кого можно соблазнить идеями о том, что «нужно валить отсюда», что «в рашке делать нечего».

Необходимо направить силы на экономическое, социальное, культурное и геополитическое развитие России. Рост государственной мощи и конкурентных преимуществ, обретение полного суверенитета и возможности влиять на международные дела и укреплять свой статус в мире — необходимые условия выстраивания российского будущего.

Конечно, по мере укрепления России русофобия будет нарастать. Тут имеет смысл постулировать парадокс: нам следует делать все, чтобы западная русофобия нарастала дальше. Ведь именно переход политики на рельсы социальной справедливости и защиты национальных интересов вызовет новые всплески недовольства. Когда мы усиливаемся, перестаем за бесценок отдавать свои богатства транснациональному бизнесу, затыкаем рты внутренним русофобам и пособникам международного капитала, последний с еще большим упорством кричит на весь мир о российской агрессивности, попрании Кремлем прав человека и т.д. Это следует ожидать, быть готовым к такому повороту событий и укрепляться несмотря ни на что. Именно в этом контексте актуальна фраза «собаки лают, караван идет».

Страна, несмотря на сопротивление Запада и прозападных либералов «отечественного производства», должна наконец обрести геополитическую, социальную, экономическую мощь. Тогда она станет точкой притяжения для многих из тех, кто пока находится под «защитой» звездно-полосатого флага, ощущает себя встроенным в проамериканскую глобалистскую идеологическую модель и в отсутствии альтернативного центра силы боится перечить американское воле.

Для сохранения России, для создания возможностей ее успешного противостояния давлению со стороны мощных сил Запада необходимо многое сделать. Усиление России — это не просто рост благосостояния общества, развитие экономики, здоровой нравственности, образования и культуры. Это еще и профилактика русофобии, которая исходит изнутри.

На протяжении мировой истории постоянно наблюдался эффект «политического магнита». Он выражается в том, что наиболее сильная держава притягивает к себе другие страны, стимулирует их лояльность самим фактом своей геополитической, военной, экономической, информационной мощи. Причем страны входят в «зону лояльности» к ней независимо от того, правдива ли ее риторика в отношении оппонентов и соответствуют ли ее внешнеполитические действия нормам международного права. Нередко это сопряжено с продажностью, политической проституцией, в которой сегодня можно смело обвинить руководителей многих стран — в первую очередь Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины. Стоит появиться новому центру силы, конъюнктурные «элиты» ряда стран вмиг забудут о своей преданности прежнему гегемону, быстро переобуются и спешно перебегут на другую сторону, приняв полностью риторику нового (не партнера, а…) хозяина, даже если она будет агрессивной по отношению к бывшему центру силы.

Усиление России, твердая защита своих интересов продемонстрирует миру, что есть возможность противостоять гегемону и подрывать поддерживаемый им несправедливый глобальный миропорядок. Будет показана непристойная с точки зрения современной мировой системы субверсия, то есть подрывная деятельность в политическом, экономическом, идеологическом смыслах. В таком случае, наиболее вероятно, ряд ныне недружественных по отношению к Кремлю стран переориентируют свою риторику и внешнюю политику в россиецентричное русло. И не всегда это будет являть собой простую конъюнктурность и проституированность…

Список источников:

  1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация всовременном мире. Пер. с англ. П.М. Кудюкина. Под общей редакцией канд. полит наук Б.Ю. Кагарлицкого. — СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. — 416 с.
  2. Гетьман В.Г. О «золотых парашютах» и социальной справедливости // Век глобализации №2, 2014. С. 153-160.
  3. Делягин М. Захватив бизнес-империю Дерипаски, США могут сделать Сибирь непригодной для жизни в любой момент. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fX13M4yDu54
  4. Ильин А.Н. «Дело Скрипаля»: пустое фантазматическое повествование русофобствующей речи // Geoполитика.ru. URL: https://www.geopolitica.ru/article/delo-skripalya-pustoe-fantazmaticheskoe-povestvovanie-rusofobstvuyushchey-rechi
  5. Ильин А.Н. Пенсионная реформа — это неолиберальное наступление на права трудящихся // Академия тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001f/00124553.htm
  6. Ильин А.Н. Пропагандистская атака на Россию: монография — М.: РУСАЙНС, 2019. — 366 с.
  7. Ильин А. Русофобия. С предисловием Николая Старикова. — СПб.: Питер, 2018. — 320 с.
  8. Ильин А.Н. Русофобская истерика Запада // Академия Тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001f/00124229.htm
  9. Ильин А.Н. Содержательно пустая русофобия в информационном мире // Русская народная линия. URL: //ruskline.ru/analitika/2019/03/14/soderzhatelno_pustaya_rusofobiya_v_informacionnom_mire/
  10. Ильин А. Н. Френсис Фукуяма: ради идеологически нагруженной русофобии все средства хороши // Горизонты гуманитарного знания. 2017, №2. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/461/542
  11. Охота на Чубайса вступает в завершающую фазу. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wxYswmzL30Y
  12. Силуанов, Кудрин, Набиуллина в Вашингтоне: отчёт перед кураторами? URL: https://www.youtube.com/watch?v=BHZhKq0Rtyc
  13. «Согласен на всё, только не бейте»: о технологии элит держать народ в нищете. URL: https://www.youtube.com/watch?v=niOC_NiSNlg
  14. Стариков Н. Арест Абызова и литовское судилище над русскими офицерами. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uEJG9nDkB8g
  15. Стожко Д.К. Гражданская война как политический феномен (к 100-летию начала Гражданской войны в России) // Век глобализации №4, 2018. С. 125-136
  16. Чубайс «За базар отвечаем»! Успех «Роснано» после 10 лет плановых убытков. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SbkuTTWeLPU

Ильин А.Н. Русофобия, реакция на нее и фальшь риторики о патриотизме // Русская народная линия. URL: http://ruskline.ru/analitika/2019/05/06/rusofobiya_reakciya_na_nee_i_falsh_ritoriki_o_patriotizme/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *