Обществу потребления характерен тренд не просто приобретения вещей, а приобретения именно новых, брендовых вещей. Они своей знаково-символической насыщенностью подчеркивают статус обладателя. Поэтому вместо термина «вещизм» более подходящим выступает термин «знакизм». Культ новизны выливается в перманентное потребление, в погоню за быстро изменяющейся модой.
Ключевые слова: общество потребление, культура потребления, реклама, брендинг, вещная перманентность.
Стимулирующие потребительские желания реклама и брендинг являются методологией снижения кризиса перепроизводства, создания профицита покупателя, соответственно, повышения спроса и поддержания тенденции перепотребления. Контроль над факторами производства уступает место контролю над покупательским спросом. Производство теперь обслуживает не столько потребности, сколько рост потребностей. Брендинг и реклама умело обходят экономическую закономерность, согласно которой спрос рождает предложение, и вместе с ней функционирует обратная закономерность «предложение рождает спрос».
Потребительский императив требует постоянно обновлять личную систему вещей (принцип вещной перманентности). Он формирует стремительную рециркуляцию вещей. Возникает тренд замены новыми старых вещей не вследствие их прихода в дисфункциональное состояние, а вследствие их символического устаревания как средств модной самопрезентации. Символическое (искусственное) устаревание происходит раньше физического. Вещи, обладающие характеристиками, аналогичными прежним, но обновленным дизайном, представляются более символически нагруженными, пока их место не займет новое поколение вещей.
Понятие современности охватывает крайне короткий промежуток времени. Сегодняшняя роскошь завтра становится нормой, а новизна — архаикой. Возникает эффект ускоряющейся истории.
Для максимизации прибыли производителей реализуется «программа быстрого устаревания вещей», увеличивающая объемы покупательского спроса. Так, в товары может закладываться: 1) символическое устаревание (с помощью меняющейся моды), 2) физическое устаревание (когда товар специально производится наделенным хорошим дизайном, но коротким «жизненным» периодом, и быстро приходит в негодность).
Даже если потребности удовлетворены, инфраструктура «обнаруживает» новые потребности. Выстраивается причинно-следственная цепь: наращиваются обороты производства и реклама производства — создаются новые потребности — человек потребляет результаты производства и тем самым способствует его дальнейшему наращиванию. Так предложение формирует спрос, реклама и брендинг создают новые потребности.
Символизм — не устойчивая характеристика конкретного товара. Символ элитарности переходит от одного поколения вещей к другим, ни в одном из них не находя себе постоянного места локализации. Поэтому символический «срок годности» вещей истекает быстрее их физического срока годности. При стремительном развитии технологий и появлении новых поколений товаров подчеркивание статуса возможно посредством перманентного приобретения самых новых гаджетов. Самопрезентация — процесс, основанный на перманентном использовании товарной новизны. В этом заключен эффект вещной геронтофобии.
Реклама и мода направлены на развитие у консюмера регрессивного внерационального недовольства имеющимися благами. Возбуждается отвращение к себе-настоящему, который пока не имеет необходимый продукт, и симпатия к себе-будущему, который приобрел объект вожделения. Но процесс постоянной слежки за претерпевающим «вечное обновление» ассортиментом, инициируя шопоголизм и кредитоманию, поддерживает ощущение неудовлетворенности, отрывает чувство радости от потребительских побед, так как после каждого очередного покупательского триумфа возникает новый соблазн, который требует своего достижения. Общество потребления — общество соблазна постоянной нехваткой, стимулирующей бесконечность покупок, общество избыточной нехватки, профицитного дефицита.
Культ новизны и одноразовости вещей и произведений искусства оборачивается отсутствием новизны, поскольку каждому времени характерны свои кумиры, которые зачастую мало отличимы от предыдущих. Этот культ формирует одномерного человека, который подлинности искусства предпочитает его псевдоновизну, псевдоинновационность. Гениальность прошлого перестает удерживаться, и внимание ориентируется на бесконечное настоящее. Гениальным представляется то, что появляется сегодня, но гениальность существует лишь короткое время.
Фиктивность стремления к потребительскому самопозиционированию заключена в том, что: 1) она носит всего лишь вещный (фетишистско-инфантильный) характер, 2) она принципиально неудовлетворима, так как современная экономика создает на каждое удовлетворенное желание новое, которое тоже требует удовлетворения. Возникает бессмысленная цепь фиктивности, которая поддерживает разрыв между новой потребностью и ее удовлетворением. Впадая в зависимость от вещной перманентности, потребитель подчеркивает свою независимость, в чем заключается один из парадоксов консюмеризма.
Отношения в обществе потребления также приобретают статус одноразовости и монетизируются. Ответственность, духовность и обязательства в отношениях уступают место «слабой связанности». Аутентичные отношения принимаются в качестве обузы, и постулируется примат карьеры над ними. Такая тенденция инфантилизации и индивидуализации нейтрализует желание обзаводиться семьей и детьми и является одной из причин падения рождаемости.
Предлагая постоянно меняющееся товарно-символическое многообразие и множество разных идентичностей, инфраструктура потребления формирует единую метаидентичность, основанную на потреблении. Перманентная перемена потребительских предложений стимулирует бесконечную деконструкцию методов формирования и поддержания единственной идентичности — модного и успешного консюмера. Вместо деконструкции идентичностей и переизобретения себя происходит деконструкция методологии поддержания идентичности как уже-изобретенной формы себя.
Производя массу одноразовых и недолговечных товаров, цивилизация производит громадный массив мусора. Потребительская стратегия «купил — выбросил раньше физического устаревания — купил аналогичный гаджет следующего поколения» антиэкологична по сути и, если принимается большинством, упрочивает загрязнение окружающей среды современной капиталистической цивилизацией. Этот факт выводит исследовательское внимание на экологическую проблематику общества потребления.
В практическом плане материалы исследования потребительской культуры и ее основных трендов полезны для реализации проектов воспитательной работы в образовательных учреждениях (школах, ССУЗах и вузах). На их основе можно проводить профилактические лекции, встречи, круглые столы, тренинги и другие мероприятия, позволяющие слушателям осознать и принять социально полезные ценностные ориентации. Мероприятия,основанные на научном осмыслении культуры потребления, могут стать эффективным способом окультуривания молодого поколения.
Также результаты могут быть использованы для более широкого и детального изучения характера воздействия ценностей консюмеризма на человека и общество, разработки учебных курсов и спецкурсов по философии культуры, культурологии, социологии культуры, социологии потребления.
Ильин А.Н. Перманентное обновление вещей как особенность культуры общества массового потребления // Человек. Реальность. Культура: философия и философствование в современной культуре. VII Ореховские чтения: материалы Всерос. науч. конф., посвященной 50-летию кафедры философии Омского государственного педагогического университета (Омск, 12-13 ноября 2015 г.). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. С. 127-130.