Потребление и опасности, связанные с ним

В статье анализируются сущность общества потребления и опасности, с ним связанные. Рассматри­ваются такие свойственные потребительству явления, как реклама и ее влияние на сознание чело­века, социальная лень, опасность глобализации и экологического кризиса.

Ключевые слова: общество потребления, потребности, глобализация, экологическая проблема, реклама.

 

В статье «Фиктивность, знаковость и символизм культуры потребления», вышедшей в № 10 «Вопросов культуро­логии» за 2010 г., мы рассмотрели сущ­ность потребительства как знакового феномена. Потребительство — система общественного одурманивания; его бес­предельность основана на том, что оно имеет дело не с вещами, а прежде всего с культурными знаками, обмен которыми бесконечно нарастает. Находясь в еди­ной плоскости с явлением моды, оно, включая своих адептов в бессмысленный круговорот, унифицирует их индивиду­альные качества. Потребительские тен­денции ориентированы в первую очередь не на удовлетворение какой-то реальной потребности, а на возвышение социаль­ного статуса консюмера в глазах окружаю­щих посредством обладания дорогими гаджетами. Общество потребления — бла­годатная почва для создания фиктивных и полуфиктивных потребностей.

Потребление — это сфера кодирован­ного обмена знаками [2]. Суть потребления заключена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сде­лать; потребление находится не в кармане, а в сфере желания. Бедные так же «больны» потребительством, как и богатые, и «зара­жаются» они также посредством механиз­мов социализации, вхождения в общест­венную среду и адаптации к ее нормам и правилам.

Потребительство стоит рассматривать как систему социальных и культурных связей, где уклон ставится уже не в сфере труда и про­изводства, а вне работы — прежде всего в развлечениях. Если ранее стратификация общества основывалась на месте работы, на месте социальной системы распределения труда, то теперь отличительным первенст­вом обладает стиль жизни, на который ука­зывают тело, одежда, машина, место отдыха и т. д.; эти атрибуты говорят не о жестком социальном статусе, с помощью них владе­лец сам конструирует свой предъявляемый другим образ [2]. То есть, приобретая гад­жеты, их владелец формирует самого себя в глазах окружающих (и своих в том числе). Имея, он бытийствует… Внутри большей части современной массовой культуры — культуры потребления — мы идентифици­рованы не со своей внутренней самостью, субъектностью, а с теми материальными вещами, которые мы имеем, которые можем себе позволить.

Потребительство соблазняет своей бес­смысленностью, своей пустотой, предлагая игру в пустоту, которую таковой никогда не называет. Она предлагает нечто, красивую обертку знака (так же как реклама предла­гает внешнюю красоту упаковки), за кото­рой скрывается… ничто. И это самое ничто вызывает соблазн, выступая ценностью, а иногда даже смыслом жизни. Производи­тели эксплуатируют на чувстве идентично­сти потребителя, играют на нем, предлагая товары, как бы являющиеся залогом счастья и успешности их обладателя, несмотря на то что отождествление товара с образом побе­дителя является не чем иным, как мифом, рекламной обманкой. Но это лишь один из отрицательных аспектов консюмеризма. На самом деле оно не только вызывает транс­формации в человеческой психике, но и ока­зывает серьезное воздействие на природную среду.

Так, экологическая проблема во мно­гом связана с потребительством, которое в большей степени стимулирует трату, а не производство. Культурное устарева­ние товаров происходит намного раньше их физического износа: вещи покупаются и выбрасываются для того, чтобы на их место пришли более усовершенствован­ные модели, несмотря на то что прежние модели еще способны функционировать. И этот процесс происходит циклически. Трата ресурсов — во многих случаях бес­смысленная — приведет в конечном счете к планетарному обнищанию. Обглоданная планета на безумное потребление может серьезно отреагировать — отреагировать криком в попытке привлечь внимание жад­ного человека-потребителя, который, напле­вав на экологию, перестал быть человеком разумным. Становятся понятны предзна­менования о всяких концах, в том числе конце истории, в ходе которой проблемы не решаются, а, наоборот, накапливаются (Ж. Бодрийяр, например, в разрушении Бер­линской стены видел всего лишь раскаяние, а не великое «историческое» событие [1]). В эпоху потребления история регрессирует, перед ней нет нового вектора движения.

Общество потребления — это общество постоянной нехватки. Его адепт — раб своих желаний, пределов желаниям не существует, желания доставляют мучения, удовлетворе­ние желаний приносит удовольствие, жела­ния культивируются искушением, за удов­летворение желания человек готов платить, человек заражается желаниями от других [4]. Такой замкнутый круг. Еще Г. Маркузе писал об индустриальной цивилизации, которая превращает в потребность неумеренное потребление, где общественный контроль коренится в новых потребностях, которые производятся обществом [9]. Так потребле­ние становится практически безудержным.

Рабами в нашу эпоху являются не только рабы игрушек, но и бизнесмены (рабы денег). Их принцип звучит так: жить ради того, чтобы зарабатывать. А более человекоцентриро- ванный принцип таков: зарабатывать, чтобы жить. Зарабатывание любой ценой, в ущерб жизни и здоровью, вызвано таким же живот­ным инстинктом, как и потребительство. Они оба бессмысленны. Человек, думая о том, что реализует свою истинную потребность, зачастую приводит к удовлетворению то, что в нем взрастили как потребность.

Мы не осознаем свои потребности, но узнаем о них из медиапространства. И здесь — в продвижении псевдопотребно­стей и формировании желаний — огромную роль играют мода и реклама. Реклама пред­ставляет товары и услуги в качестве стан­дарта потребления, различными (в том числе и манипуляционными) средствами пытаясь приобщить массового человека к данным стандартам, которые зачастую рассчитаны на узкую элитарную прослойку. Именно поэтому она именуется фактором социальной напря­женности [6]. А что же такое приобщение к стандартам, как не производство жела­ния? Поэтому вполне обоснованно, вслед за В. М. Литвинским [8], называть рекламу совокупностью мероприятий, направленных на производство желания; она обращает­ся к бессознательному, к истокам желания и активизирует потенциал воображаемого. Рекламный знак, нацеленный на отсутствие реальной вещи, конституирует желание ее приобрести; его главная функция — указать не только на красоту, полезность и необхо­димость вещи, но и на отсутствие послед­ней у потенциального покупателя в данный момент.

Весь образ рекламного ролика, вся исхо­дящая от него аура подчеркивают то, что, купив данный товар, ваше довольство не будет знать предела. Поэтому вниманию реципиента предлагается товар в ложной форме, придающей ему свойства, которыми он не обладает. Идеальность, изысканность и яркость формируются специально, посред­ством гротескности, искусственности, гипер­болизации, экзальтированности и фальши. Так вместо конкретного продукта продается мечта.

Счастливым человека может сделать все — от жвачки Stimorol до пылесоса Indesit, который, как известно, «прослужит долго». И если люди, связанные общим бытом, совме­стно пьют по утрам сок «Моя семья», они обя­зательно будут такими же счастливыми и без­заботными, как улыбчивые герои рекламы. А человек, стирающий одежду с помощью порошка Tide, всегда выглядит «с иголочки», что придает его внешнему виду особую при­влекательность и сексуальность. Мифология пытается создать такой образ реальности, который совпадает с желаниями, целями и ожиданиями носителей мифологического сознания, то есть реципиентов. Но вместе с тем этот образ реальности должен не толь­ко совпадать с желаниями и потребностями, но и с лихвой их удовлетворять, то есть удов­летворять даже более, чем необходимо. Если чистить зубы, то до идеального блеска, если употреблять Danissimo, то так, что «пусть весь мир подождет». Реклама в первую очередь интересует не качеством товара, а имиджем, который тот придает: продается не мыло, а мечта, не одеколон, а успех. Человек-пот­ребитель должен чувствовать себя радост­ным, счастливым и довольствоваться своим положением, но при этом — несмотря на его довольство — он все же должен стремиться к еще большему приобретению. Таким обра­зом, реклама производит потребителя.

Вообще рекламное мифотворчество сравнимо с архаикой, религией и прочими идеологическими конструктами, которые не укладываются в рамки объективности и рациональности. Вера в рекламную инфор­мацию, в ее истинность — все равно что вера в Бабу Ягу, Деда Мороза, миф про ребро Адама и прочие сказочные сюжеты, кото­рые не отличаются достоверностью. По сути, реклама обращена к сфере, локализованной между фактом и вымыслом. Реклама доста­точно хитра, чтобы не обманывать напрямую, но и истинную правду она тоже не говорит.

Но удовлетворение нормальной (естест­венной) потребности не нуждается в рек­ламе. В ней нуждается некая фикция, жела­ние, без удовлетворения которого вполне можно обойтись, не принося ущерба себе. Вместе с тем реклама не только «продвигает» потребление, но и сама является предме­том потребления. Это предмет потребления, в отличие от других получаемый в дар и дос­тупный для всех; если вещь нам продают, то рекламу предоставляют бесплатно [8]. Но ее бесплатность и доступность в синтезе пред­ставляют собой уловку, приманку, следуя которой человек приобретает определенное желание, на возбуждение которого реклама направлена.

Выходя на более широкое проблемное поле, стоит упомянуть политическую глоба­лизацию, идеалом которой выступает «тео­рия золотого миллиарда», согласно кото­рой в будущем на планете должен остаться только миллиард избранных людей, а все остальные подлежат истреблению и резер­вации (миллиард — это сами представите­ли власти плюс так называемый «обслужи­вающий их персонал» плюс чернорабочие). Для осуществления этой радикальной идеи используются разные средства, с помощью которых можно разделить некогда сильные сообщества на части, оказать негативное воздействие на генофонд, на психическое и физическое здоровье человека. Сюда часто относят массовый алкоголизм, наркоманию, сектантство и т. д.; будто эти деструктивные для человека — его физического и психи­ческого здоровья — явления инициируют­ся сверху, а не существуют сами по себе. Руками официальных правительств, а также СМИ (пропаганда и дезинформация вместо новостей) глобалисты медленно, но верно вершат свою наглую политику, сея раздор между странами или между определенными группами внутри отдельной страны, приводя экономику отдельных стран в упадок путем изъятия и перераспределения ресурсов и производимого богатства, внедряя без­нравственную криминальную культуру (китч) и осуществляя переход собственности раз­личных стран в свои руки (см. об этом [9]). Потребительство и гедонизм же являются одним из многих способов сокращения рождаемости, выгодной для потенциаль­ных властителей мира сего; потребительская культура не приемлет семейных ценностей, а придерживается индивидуализма, соглас­но которому жить надо в кайф, и жить для себя, а не для семьи или детей. Кроме того, гедонизм разрушителен для нации своим потенциалом сладострастного безволия; именно гедонизм послужил одной из при­чин падения Римской империи.

Но даже если, обратившись к пробле­ме глобализации, мы отвлечемся от идей о мировых правительствах с их заговорами, то, говоря о причинах появления интере­сующего нас феномена, все равно упремся в США как кластер транснациональных кор­пораций. Руками этих корпораций создается необходимый плацдарм для развития потре­бительства в виде насаждения искусствен­ных потребностей и унификации культур. Для того чтобы корпорации продать свой продукт, да еще продать людям той общ­ности, чья культура не нуждается в таких приобретениях (к примеру, «Макдоналдс»), необходимо создать потребность путем уничтожения культурного разнообразия, которое является сильнейшим барьером для процветания глобального бизнеса. Таким образом, постепенно в быт эксплуатируе­мого этноса вторгается потребительская культура, подающаяся как наиболее совре­менная и отвечающая требованиям времени альтернатива традиционной культуре.

Потребительский образ жизни рассмат­ривают в единой связке со словом «гла­мур»; гламур — «чучело красоты» (термин А. Секацкого), обитель интеллектуальной серости и вторичности (но внешней яркости), смыслозаменитель, замещающий подлин­ность глубин человеческого духа.

При оценке культурного облика потре­бительства необходимо также обратить­ся к вопросу: что именно потребляет­ся? Все-таки непозволительно говорить о потреблении, не касаясь проблемы его объекта. Потребляться ведь могут не толь­ко удовольствия, связанные с мелкими страстишками типа стриптиза или азарт­ных игр. Объектом потребления могут быть и произведения искусства. То есть потреби­тельская сущность проявляется на разных уровнях массовой культуры, а не только на низовом уровне китча (хотя, признаемся, китч служит наиболее подходящим фунда­ментом для укоренения этой сущности). Но тем не менее принято связывать с культу­рой потребления не культуру как таковую, а бескультурье; само слово «потребление» ассоциируется с понятиями бездуховности, меркантильности, грубой материальности и паразитарного образа жизни, согласно которому человек стремится «меньше работать, но больше потреблять». Такое понимание не совсем оправданно, но и нельзя назвать его неверным, так как оно имеет под собой веское основание в виде идеалов и ценностей, которые насаждают «низы» масскульта. Конечно, культурно-об­разовательный уровень так называемых «новых русских» — прослойки бизнесме­нов и чиновников — преимущественно характеризуется уровнем ниже среднего (и это с уверенностью можно сказать, не прибегая ни к каким конкретным стати­стическим данным), а по-настоящему куль­турные люди ходят не в казино и ночные клубы, а в библиотеки, театры и музеи. Но вместе с тем среди материально обеспе­ченной прослойки общества — адептов гламура — находятся люди, обладающие утонченным вкусом, которые коллекциони­руют хорошие и редкие книги или картины, что уже говорит о некоем положительном (в культурном смысле) аспекте потреби­тельства. Хотя здесь возникает дискуссион­ный вопрос: а потребительство ли это?

Но эта положительность находится толь­ко в том случае, если потребитель высокого искусства понимает смысл этого искусства. В других же случаях человек приобретает эксклюзив, который остается им непоня­тым; основным мотивом такого приобре­тения опять же выступает статусность. Так, вспоминаются некоторые буквально анек­дотичные примеры из недавнего прошлого. Когда признаком наличия хорошего вкуса считалась богатая коллекция книг, некото­рые желающие блеснуть «вкусом» приоб­ретали целые библиотеки, заполненные довольно дорогими и эксклюзивными изда­ниями. Однако — что самое смешное — они их не читали и вообще к ним не прикасались в отсутствие культуры чтения и в страхе за сохранность коллекции. Некоторые даже, боясь прецедентов воровства книг с полок, вбивали металлический штырь так, что он проходил от одного конца полки к другому, пронизывая собой все стоящие на полке книги. Соответственно, после осуществле­ния такой хитрости книги не только нельзя было украсть, но ни одну из них нельзя было взять с полки вообще. Так и стояли они бес­полезным грузом, незаслуженно пронзен­ные. Зато они несли символическую пользу, подчеркивая утонченную интеллектуаль­но-эстетическую сущность их обладателя. Штырь здесь тоже обладает определенным символизмом; он ограничивает в настоя­щем использовании культурного продукта (в извлечении полезности «по назначению»), но дает возможность сохранения не столько самого продукта, сколько его псевдополез­ности, его знаковости.

Культура потребления, возбуждая жела­ния «оттянуться» и «получить кайф», способ­ствует забвению того, что необходимо для духовного (и не только духовного) сущест­вования человека. Потребитель — не актив­ный субъект, способный реализовывать свои подлинно человеческие интенции, а сырье, материал, потребляемый (в свою очередь) идеологией, модой, рекламой, наконец, низшим уровнем массовой культуры и его мифами.

В общем, сущность эпохи потребления закономерным образом связана с состояни­ем массовой культуры. Последняя же под­дается описанию через призму массовой коммуникации и систему массмедиа; потре­бительство и массмедийность взаимообу­словливают друг друга и держатся за руки.

По нашему мнению, культура потребле­ния в ментальном смысле не свойственна славянскому народу. Наш народ всегда вос­питывался в условиях несвободы, рабства и нищеты. Эта культура несвободы и бед­ности на протяжении сотен лет все глубже и глубже укоренялась в сознании нашего народа посредством режимов татаро-мон­гольского ига, Ивана Грозного, Петра I, Ста­лина. Отсюда с неизбежностью возникли терпеливость и низкие притязания (заху­далый кров, кусок хлеба и какая-никакая одежка — этим быт и полнился). В последнее время океан потребительства огромной вол­ной захлестнул культуру, а само это потре­бительство — скорее изобретение Америки (страны без корней и культурного богатства), но уж явно не России и не стран бывшего СНГ, которые, несмотря на это, руководствуясь интересом к заморским диковинкам, не пре­минули примерить к себе соблазнительные и красочные одежды потребления.

По мнению С. Жижека, реальная жизнь потребительства приобретает черты инс­ценированной подделки, призрачного шоу, где люди ведут себя как актеры, где мир наполняет реклама, где фантазм расширился до общественных размеров [4]. Культовый фильм братьев Вачовски «Матрица» отлично показывает виртуализацию и ирреализацию реальности; думается, не случайно он поя­вился именно в наше время.

Виртуализация затрагивает более частные аспекты потребительства, заменяя некото­рые товары подделками. Так, безалкогольное пиво, сахар без сахара, кофе без кофеина — подделки, которые, лишенные своих преж­них вредных для человеческого организ­ма качеств (алкоголь, сахар, кофеин), могут потребляться неограниченно. Именно в этом некоторые современные философы видят чуть ли не корень потребления — в том, что с приходом на рынок таких товаров-подде­лок прежняя умеренность в потреблении, этика самоконтроля и подавления влечений, стимулирующая воздержание от вредных веществ, сменилась неумеренностью. Мол, то, что стало безвредным, позволительно потреблять сколько угодно — продукты пре­вратились в свои собственные отрицания. Об этом говорит С. Жижек в фильме «Реальность виртуального», где добавляет, что раньше целью психоанализа было снять с клиента чувство вины за его преступление против общественных запретов (и своего здоровья) ради наслаждения, а сейчас, наоборот, кли­ент чувствует вину за отсутствие наслажде­ния, и психоанализ призывает его стать соб­ственным цензором, частично отказаться от наслаждения. Подобные рассуждения точны и остры, но вряд ли такому узкому феноме­ну потребительской культуры, как товар, утративший свою опасную суть, следует придавать большое значение. Ведь количе­ство товаров, лишенных их первоначальной (опасной) сущности, не так уж велико, а если заводить речь в целом о потребительском рынке, то, наоборот, стоит глубоко задумать­ся о вреде очень многих товаров, напичкан­ных химией — от картофельных чипсов до шампуней.

Культура потребления способствует эгоизации человека. Если традиционные культуры, как правило, пытались сплотить людей, то потребительство актуализирует удовлетворение только своих, индивиду­альных потребностей, что разрушает былое единство на разных уровнях — от семейных до конфессиональных, от малых групп до больших. Также с ее идеалами типа «много потреблять, но мало производить» неук­лонно рождаются в социуме лень и сверх­высокие запросы. «Идейный» потребитель не захочет работать вахтером, техничкой, врачом и т. д. Однако за низкооплачивае­мую «черную» работу почти с радостью хватаются выходцы из бедных стран и про­чие эмигранты — трудолюбивые, мало потребляющие, с низкими запросами. В итоге территориальный этнос перекла­дывает «черную», но все же необходимую для общества работу на эмигрантов, без которых уже обленившийся социум жить не может. Однако эти эмигранты, прожи­вая на территории чужой страны, едва ли считаются с культурными устоями доми­нирующей национальной прослойки. Так, исламисты остаются исламистами, не при­емлющими культурных ценностей славян и — мало того — считающими последних неверными. Следовательно, в обществе, готовом принять в свое лоно всякого, кто согласен «работать за еду», зреют гроздья гнева, которым для выплеска злости на экс­плуататоров необходим только численный рост — кстати, с лихвой осуществляемый в том числе на уровне государственной политики. А если учесть вполне вероят­ную возможность природных катастроф, которыми захудалая планета отреагирует на «человеческий фактор», в слабую страну
может хлынуть целая волна обездоленных народов, тряхнутых природными катаклиз­мами [11]. Явно ничего хорошего от этого не стоит ожидать в будущем…

Список литературы и источников

  1. Бодрийяр Ж. В Тени Тысячелетия, или При­остановка Года 2000. http://anthropology.ru/ru/texts/baudrill/shmill.html 
  2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  3. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр., вступ. ст. С. Зенкина. — М.: Рудомино. — 224 с.
  4. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального. — М.: Фонд «Прагматика куль­туры», 2002. — 160 с.
  5. Ильин А. Н. Предчувствие глобализа­ции // Электронный информацион­ный портал «Русский интеллектуаль­ный клуб». http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4310/#_ednref4 
  6. Кендюхов А. Философия маркетинга и общество потребления: начало новой цивилизации или начало конца? // Интер­нет-издание «Остров». ostro.org/articles/article-70222/ 
  7. Костина А. В. Массовая культура как фено­мен постиндустриального общества. — Изд. 3-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2006. — 352 с.
  8. Литвинский В. М. Культура и производст­во желания // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конферен­ции 11-13 апреля 2000 г. — СПб.: Санкт- Петербургское философское общество. — С. 106-108.
  9. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: Ермак, 2003. — 342 с.
  10. Приепа А. Производство теории потреб­ления // Логос. — 2000. — № 4 (25). — С. 57-62.
  11. Фурсов А. И. Накануне «бури тысяче­летия» // Электронный информаци­онный портал «Русский интеллекту­альный клуб», 2010. http://rikmosgu.ru/publications/3559/4214/

 

Ильин А.Н. Потребление и опасности, связанные с ним // Вопросы культурологии №4, 2011. С. 86-91.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *