Культура потребления оказывает негативное влияние на многие аспекты социально-культурной жизни человека. В данной статье рассмотрены такие связанные с консьюмеризмом проблемы, как распад общественных связей и политическая пассивность.
Ключевые слова: культура потребления, деконсолидация, общество, политическая пассивность.
В последние годы в России стала все сильнее проявлять себя такая тенденция культуры, как консьюмеризм. Если традиционные культуры, как правило, осуществляли сплочение людей, то потребительство актуализирует удовлетворение индивидуальных потребностей, что способствует эгоизации человека и разрушает былое межперсональное единство на разных уровнях: от семейных до конфессиональных (от малых групп до больших). В настоящей статье мы рассмотрим роль потребительской культуры в деконсолидации и деполитизации общества.
Наблюдаемые сегодня во всех сферах социальной жизни непредсказуемость дальнейшего вектора общественного движения и зыбкость социальных норм только подстегивают фатализм, недоверие, безответственность, агрессию, спад интереса к политике и вообще ко всему надповседневному, а также убеждение в бесполезности как самостоятельной, так и коллективной борьбы за улучшение социальной, политической и экономической ситуаций.
В известном трудно найти методы борьбы с неизвестным, с неопределенностью. Непредсказуемость, поливариантность и мощь изменений мирового масштаба выражаются в таких глобальных процессах, как:
- утрата государствами своей суверенности и политической силы в наступившую эпоху глобализации с характерными для нее централизацией и мобильностью огромных капиталов и их влиянием на политические решения во многих странах;
- наступление экологических бедствий;
- появление международного терроризма, который, руководствуясь непонятной логикой, не оставляет шансов предугадать, по кому он нанесет удар в следующий раз;
- вседозволенность и гиперразвитие транснациональных корпораций, часть которых обладает бюджетом, значительно превышающим бюджет некоторых стран, и, следовательно, ослабление влияния правительств этих стран;
- давление национальной власти на общество, ее волюнтаризм, произвол правоохранительных органов и бесправие широких социальных слоев;
- упрочение безработицы и падение влияния институтов, призванных отстаивать права трудящихся;
- появление экономических кризисов;
- рост нищеты;
- неспособность экономических, политических и социальных наук давать точные предсказания, которые утвердили бы определенность или хотя бы вероятностность дальнейших сфер человеческой деятельности и состояния общества;
- быстрая смена конъюнктуры рынка, требований и условий труда, которая бьет по идее долгосрочности, стабильности жизни и упроченности личных обязательств;
- увеличение количества мигрантов, которые далеко не всегда считаются с нормами жизни и даже с законами принимающей их страны;
- рост преступности;
- повышение количества аварий и катастроф;
- возникновение новых локальных военных конфликтов.
Список проявляемых сегодня и кажущихся неуправляемыми масштабных процессов можно продолжать… С такими мощными тенденциями отдельный человек не способен совладать, и у него возникает мнение, что они неуправляемы в принципе или по крайней мере неуправляемы снизу, а потому борьба с этими тенденциями есть борьба с ветряными мельницами.
Возникает замкнутый круг: люди своим бездействием и невмешательством усиливают рост нестабильности, а последний, в свою очередь, укрепляет индивидуализм и деконсолидацию. Человек в обществе индивидов принимает интраполитические решения, то есть решения, касающиеся его личной жизни и управления собой ради самоустройства в существующих и не поддающихся изменению масштабных условиях, и, сознательно или бессознательно, отказывается от членства в объединяющем людей политическом целом, которое принимало бы общеполитические решения.
Социальная консолидированность ослабляется. Автономия индивида ставится выше моральных обязательств и социальных скрепов. Исчезает чувство ответственности не только за другого, но и за себя. Отношения приобретают поверхностный, недолговечный и дискретный характер. Даже акции протеста все менее массовы, они если и предполагают большое количество вовлеченных в них людей, то говорить следует о каком-то возмутившем широкие слои поводе (обычно единичном), а не о глубоком объединяющем эффекте, фундированным сильным чувством солидарности, сопричастности и взаимопомощи.
Политическая оппозиция в России настолько разобщена, что инвестировать чаяния в ее силу и мощь не представляется возможным. Внутренняя разобщенность оппозиции объясняется не только идейными противоречиями, не только страхом потерять свое лицо на выборах. Часто говорят о таком факторе, как фатализм, выражаемом словами «что бы мы ни делали, все равно ничего не получится». Такое убеждение в безнадежности служит некоей индульгенцией на пассивность. Еще один из важных факторов — утрата доверия людей друг к другу, которая не позволяет даже абсолютным единомышленникам сплотиться в единый сильный союз. Это недоверие появилось вследствие укоренения потребительской культуры индивидуализма, социал-дарвинистские общественно-фрагментирующие ценности которой вместе с перестройкой стали активно и даже агрессивно внедряться в общественное сознание в постсоветской России.
Сегодня одними из главных проблем выступают не фрагментированность политических предпочтений и не трудность политически активных людей договориться друг с другом, а спад протестной активности как таковой и утрата идеологических и политических установок. Консьюмеризм, учитывая его аполитичность и индивидуализм, не приемлет соответствующие установки в качестве важных элементов сознания. Он упрочивает дефицитарность социального субъекта политической жизни и политических преобразований.
Отказ от участия в политической жизни — широкое явление, охватывающее как достаточно обеспеченную потребительскую прослойку, так и бедные слои населения, предпочитающие приобщению к протестным движениям приобщение к консьюмеризму. Потребкульт является не единственной, но крайне значимой причиной деполитизации общества.
Индивидуализм, деконсолидированность и мещанство как проявляющиеся на всем общественном поле тенденции имеют связь с осознанием тщетности попыток коллективных действий, с неверием в возможность оказывать совместное влияние на глобальные процессы и важные политические решения, с неспособностью увидеть связь между коллективной активностью и серьезными изменениями в экономике и политике, с трудностью адаптироваться к возрастающей неопределенности, в общем, с фатализмом, переводящим внимание с коллективистских акцентов на индивидуалистические и вытесняющим из сознания само существование глобальных проблем и архиважных решений. Повергшие себя в фатализм люди не смогут консолидироваться против чего-то или за что-то, поскольку коллективное действие как проявление волевой решительности предполагает в качестве своей основы определенное выраженное в идеологии стремление, очищенное от сомнений разума. А когда стремления нет, то действию вырасти не из чего. Если человек принимает невозможность влиять на определяющие его жизнь события за истину, то она становится истиной.
Людей уже не интересуют глобальные проекты, ставящие перед собой в качестве цели не столько решение наличествующих проблем, сколько построение абстрактного общества будущего в долгосрочной временной перспективе. Для реализации такого проекта необходимо коллективное действие, которое отсутствует не только потому, что люди потеряли веру в коллективизм, но и потому, что они потеряли веру в проекты. Консолидация на основе общих интересов и проблем не представляется методом реализации собственных (индивидуальных) интересов, а скорее наоборот, видится как условие ограничения персональной свободы и потеря личного времени. Особенно такое видение утверждается, когда люди наблюдают примеры финансового благополучия, среди которых бывают их близкие, и понимают, что успешные потребители достигли социально-экономических высот благодаря личной предприимчивости, а не благодаря коммунализму.
Почти ни одна проблема не представляется как общая, требующая внимания, мобилизации сил каждого и создания крупной активной общности для противодействия. Большинство людей проявляют пассивность перед лицом серьезных угроз и неготовность к каким- либо формам объединения. Причем сами угрозы осознаются, ранжируются по значимости людьми по-разному и потому не создают единой монолитной и непротиворечивой симптоматики тревожности, характерной для каждого; эта «разбросанность» тревоги также влияет на отсутствие социальных интеграции и мобилизации, которые обычно вызываются сильным всеобщим страхом.
Понятия социальной борьбы, патриотизма, предотвращения общественных угроз, социального целеполагания и всеобщего объединения не просто утратили серьезность в глазах людей, а стали подвергаться остракизму. Идею общих интересов и восстановления социальной справедливости замещают индивидуализация и тенденция, выраженная в попытке не коллективного, а индивидуального, атомарного и бесконфликтного проникновения в эшелон более высокого класса, в элитарную прослойку. Победу одержал культурно-исторический тип, называемый мещанством, исключающий творчество, прогресс и активность социального порыва. Для него неприемлемы движимые социальными идеалами активные действия.
Если исходить из формулы, согласно которой мотивация равна ожиданию результата, умноженному на его ценность (формула М=ОхЦ), то следует сказать, что при разговорах о консолидации и солидаризации низко проявляют себя как ожидание, так и ценность. Результат или представляется недостижимым и ненужным, или кажется, что при его достижении цель не оправдает средств, или он видится слишком дорогостоящим, а значит, и не ценным. Соответственно, мотивации к коллективности нет. Публичное пространство заполняется не общественным и политическим дискурсом, а дискурсом интимности личной жизни и мелких бытовых забот. Однако общество и страна жизнеспособны, когда гражданин чувствует себя защитником, строителем целого и связан с другими людьми узами ответственности и горизонтальной солидарности. Зачастую сама власть отказывается поддерживать социальную связность или она стремится это делать, одновременно максимально отдаляясь от общества и подрывая тем самым доверие к себе и к коллективизму.
Для психики потребителя более комфортен следующий принцип: если невозможно влиять на серьезность происходящего, если каждый из нас не защищен общим «мы», то проще отказаться как от понятия «мы» и лежащей в его основе солидарности, так и от осознания серьезности происходящих в стране или в мире тенденций; вместо «мы» и глобальных процессов есть «я» и мои личные интересы. Таким образом, происходит вытеснение общественного из реальности. Сознание становится не реалистическим, а аутистическим, проявляющим эскапизм по отношению к угрожающим сообщениям (вытесняющим их) и предпочитающим скрываться под щитом индивидуализма. Общественное и индивидуальное удаляются друг от друга так, что индивидуальное остается наличествовать в повседневном бытии, а общественное уходит в некую недосягаемую область, отдаленность которой обесценивает попытки дотянуться до нее и, соответственно, нивелирует смысл и полезность этой области для реальной жизни с ее прагматизмом. В результате призывы к общественным действиям, например, к отстаиванию своих прав, вызывают недоверие и становятся похожими на глас вопиющего в пустыне.
Сплочение происходит на уровне небольших родственных общностей, в то время как идентификация с большими общностями нестабильна, а политические идентичности вообще отторгаются на периферию потребительского интереса. В целом социальная коммуникабельность утрачивается. Только самые близкие люди вызывают чувство доверия, персональные сети взаимодействия остаются главными ресурсами выживания, а малые группы — структурами обеспечения средств защиты от различных опасностей [2; 3]. Конституируется опора исключительно на себя, семью и некоторых близких. Коллектив сужается до семьи или до индивида. Все это указывает на недостаток общественных качеств, позволяющих организовать действия не на выработку и реализацию какого-то надличностного проекта, а хотя бы на защиту элементарных прав и свобод, которые, впрочем, потребителям не кажутся ущемленными вследствие их деполитизированности и сфокусированности на личном микромире.
Надличностные проекты и причастность к чему-то великому перестали быть смыслом жизни, уступив место миниличностным проектам, причастности к эгоистическому минимализму, кентаврическому слиянию индивида с принадлежащими ему гаждетами, проекту га- джетоантропности. Исчезли глобальные социальные нарративы, притягивающие всеобщее внимание, актуализирующие всеобщую активность и направляющие ее в единое строго определенное русло. В. В. Петухов в 2004 г. писал, основываясь на результатах социологического исследования: «С одной стороны, сформировалось поколение людей, которое уже ничего не ждет от властей и готово действовать, что называется, на свой страх и риск. С другой стороны, происходит индивидуализация массовых установок, в условиях которой говорить о какой бы то ни было солидарности, совместных действиях, осознании общности групповых интересов не приходится. Это, безусловно, находит свое отражение в политической жизни страны, в идеологическом и политическом структурировании современного российского общества» [4, 37-38]. Тенденция десолидаризации в последние годы только усилилась.
Принцип «своя рубашка всегда ближе к телу» переходит разумные и нравственные границы. Человек крайне трагично относится к потере своих гаджетов, но абсолютно индифферентно — например, к расхищению национальных богатств его страны, которое находится за рамками его мышления и ценностного восприятия. Он превращается в ребенка, узкие интересы, ценности и ограниченная масштабность мышления которого не распространяются за пределы его микромира (песочницы и игрушек). Потребителей волнуют не глобальные проблемы, а лишь те проблемы, которые становятся на их личном пути и служат барьером для реализации их личных целей. Они редко задумываются о том, что эти проблемы зачастую имеют глубокие корни, растущие не из местечкового локального аспекта, а из функционирования масштабных систем. Нечувствительность к проблемам общества, страны и мира — одна из метапроблем и социальных метаугроз, характерных для эпохи потребления.
Угрозы, воспринимаемые как барьеры для реализации личных интересов, периодически мотивируют людей на индивидуальные действия, а угрозы социальные обычно не сопряжены с мотивацией к активности. Уместно предположить, что потребительские заботы представляют собой некую форму компенсации за отсутствие властных полномочий и за властное угнетение. Они не приносят свободы в системе властных отношений, но создают удовлетворяющий симулякр свободы и автономии в системе частного выбора продуктов, гаджетов, мест отдыха и т. д. Естественно, что благодаря функционирующей психологической защите потребитель склонен рассматривать это не как симулякр, а как истинную свободу действий.
Хотя существует соотношение между личными и общественными проблемами, в ментальной сфере не остается места для их соотнесения. На территории, где призваны собираться люди для решения важных социальных проблем, теперь господствуют ток-шоу, которые на всю область публичного транслируют сведения о личной жизни звезд, разговоры об интимной жизни обычных людей — своих персонажей, обсуждения прочих проблем, не выходящих за рамки быта и частной сферы. Подобная дискурсивная практика тем самым не соединяет частное и общественное, а подает частное под видом общественного, совершает тотальную подмену, а потому только разъединяет эти две сферы, уничтожает общественное и за счет этого отдает максимально широкое пространство на откуп частному, которое не способно осуществлять производство социальных связей. Подмена серьезного «откровениями» частного дискурса одерживает верх и учит людей замыкаться в себе, в своих личных проблемах и их решениях. Она не учит объединяться, смотреть за линию горизонта, мыслить о значительно более глобальном и серьезном, чем правильный выбор стирального порошка в гипермаркете.
Прислушаемся к мнению 3. Баумана: «общественное» колонизируется «частным» в виде деградации публичного интереса до любопытства к частной жизни общественных деятелей, искусство жить в обществе сводится к копанию в чужом белье и публичным излияниям на интимные темы, а общественные проблемы, не поддающиеся подобной редукции, вообще перестают быть понятными. В эпоху глобализации социальные институты теряют силу, что ведет к укреплению общего интереса к частному, а нежелание людей переводить интерес в плоскость общественного облегчает работу тех глобальных сил, которые заинтересованы в бессилии государств и общественных институтов [1].
Поэтому массовый интерес тянется не к сложным и действительно важным общественным проблемам, а к бессодержательным сенсационным «открытиям». В индивидуализированном обществе закономерна тенденция подмены серьезных социальных проблем и задач личными интересами. Дискурсивное поле рассказов, область наррации представляют собой узкое в содержательном и смысловом аспекте явление, которое всячески вытесняет иные нарративы, говорящие об альтернативных вариантах жизни и жизнеустройства. Комплекс артикуляций и нарраций существенно ограничивается.
Засилье развлекательных телевизионных шоу погружает народ в поле развлечений, в матрицу, и люди, находясь внутри нее, перестают задумываться о по-настоящему важных и серьезных явлениях. Им уже не нужна истина вещей, теперь для них главное — состояние счастья, получаемое от потребления китча, который парализует протестную волю народа. Человеку хочется быть счастливым, и он отвлекается от гнетущей реальности, погружается в мир, созданный СМИ, и обретает счастье. Политическая пассивность масс в делах управления страной выгодна элитарным слоям.
Для этого постмодернистского эдема есть все: IP-технологии, виртуалия, телесные практики и т. д. Нет теперь больших проектов, на которые власть мобилизовала бы массы, единственный большой проект — это сама власть. В современном мире, для которого характерны стремительный прирост знаний и научно-технический прогресс, больше нет места кардинальным изменениям в области политики. Новые гаджеты, стимулирующие все большее потребление, переносят идею перемен с политической арены на арену быта, в лоно повседневности, где последняя модель сотового телефона, самая совершенная и самая модная, важнее всего остального. Эпоха хронических открытий не только обогащает сферу быта, но и засоряет жизнь производством фиктивных потребностей, которые отвлекают внимание от глобальных вещей и уводят в микромир домашних стен.
Попытки преобразования мира сменились стремлением оградиться от него и от его угроз посредством абсолютизации проекта частного мирка. Потребительство предлагает решать проблему контроля над жизнью путем аутореферентности, сводимой к многочисленным покупкам и вовлечению в рынок услуг. Люди все меньше принимают всерьез обещания политических лидеров и активистов общественных движений, ибо горький опыт научил неверию политике. Они обычно объединяются с политическими деятелями не благодаря своей вере в их лозунги и проекты, а благодаря импульсу найти влиятельную поддержку для решения своих индивидуальных проблем. Поэтому люди предпочитают объединяться с сильными политическими акторами, которые путем нарастающей поддержки увеличивают свою силу, а также и отправляемое влияние на общество (в первую очередь в своих интересах, а не в общественных). Если раньше нонконформизм протестовал против доминирования общественного над частным, против государственно санкционированного давления на личность, то сейчас его функцией становится не только сопротивление давлению на личность сильных экономических и политических акторов, но и сопротивление гегемонизму существующего типа культуры, абсолютизирующего индивидуализм, мещанство и обывательство.
Индивидуализм следует понимать не как проявление независимости и самодетерминированности, а скорее как проявление эгоизма и меркантильности в соответствии с изоляционистским принципом «моя хата с краю». Человек есть микрокосм не в качестве индивида, а в качестве субъекта. Индивидуализм — производное от индивида как сугубо биологического существа, не выражающего никаких субъектных и гражданских качеств. Именно индивидуализм, а не субъективизм как проявление осознанной самодетерминации и гражданской позиции является основой потребительской культуры, которая разрушает нормальные человеческие связи, солидарные проявления гражданственности и разделяет людей на «неделимые атомы», проявляющие друг к другу в основном экономический интерес.
Из коммунистического дискурса исходит идея, что частная собственность отдаляет людей, так как осознание своей собственности сопряжено с осознанием ее непринадлежности кому-то другому. Эта мысль особо актуальна для изучения именно потребительского общества, где связь человека с вещами приобрела черты сакральности, а связь с другими людьми понизила свое значение (имеется в виду солидарная связь с другими, а не та, которая, выступая инструментальной ценностью, позволяет воплощать в реальность эгоистические интересы одного человека за счет интересов другого). Сакрализация владения вещами обострила отказ другим в доступе к этим вещам, а вместе с тем и ослабила связующую людей нить. Следует отметить необходимость отказа не от частного, а от его сакрализации, от его абсолютизации, происходящей в ущерб ценности коллективного.
Общество как система взаимосвязей не выдерживает нарастания критического объема социопатического консьюмеризма. Социальное единство, или «собранность», сменяется единством индивида. Пришло время социологам задуматься, не утратила ли их наука в современных условиях объект своего изучения, не исчез ли он с появлением новой формации, которая нивелирует общественное, в которой вместо общества фигурирует население и господствует индивид — «не-общественный человек». Потребительское общество — мир одинокого в своей индивидуальности консьюмера-солипсиста. Это «общество», отрицающее свою социальную суть и возможность своего именно социального существования. Оно из-за де- консолидированности представляет собой совокупность индивидов как целое, которое меньше суммы своих частей, в то время как здоровое общество, объединенное национальной идеей, проектом и многочисленными социальными связями, является совокупностью, где целое больше суммы своих частей. Также есть смысл культурологам, вектор исследовательского интереса которых направлен на осмысление современных культурных тенденций, задуматься о прочности позиций рассматриваемого объекта, так как культуру потребления следует считать культурой бескультурья. Культура потребления по характеру своего охвата социальна (как и любая культура), а по своему внутреннему содержанию — антисоциальна. Отказавшись от советской культуры, Россия не обрела иной — высокой, нравственной, эстетически насыщенной и жизнеспособной.
ЛИТЕРАТУРА
- Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман; пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Логос, 2005. — 390 с.
- Данилова, Е. Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов // Социс. — 2004. — № 10. — С. 27-30.
- Иванова, В. А. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества / А. Иванова, В. Н. Шубкин // Социс. — 2005. — № 2. — С. 22-28.
- Петухов, В.В. Новые поля социальной напряженности / В. В. Петухов // Социс. — 2004. — № 3. — С. 30-40.
Ильин А.Н. Социальная деконсолидация и деполитизация в эпоху потребления // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре Т.2. №1(17), 2014. С. 71-77.