Неопределенность образа нарушений потребительского поведения в представлениях студентов

Наше время называют эпохой потребления. Потребительство как явление стремительно развивается в пространстве России и является одной из психологических характеристик современной молодежи, в том числе и студенчества. Данная работа посвящена исследо­ванию неопределенностей образа нарушений потребительского поведения в представле­ниях студентов. Цель исследования заключалась в выявлении представлений студентов о нарушениях потребительского поведения. Для достижения цели исследования пред­ставлен обзор исследований по особенностям потребительского поведения в современ­ных российских гуманитарных публикациях за последние пять лет. Выявлены наиболее актуальные аспекты познания психологии потребительского поведения: феноменология, определение понятия, отклонения в потребительском поведении и другое. Обнаружено, что потребительство способно привести к заболеванию — аффлюэнции. Предполага­лось, что представления студентов о нарушениях потребительского поведения харак­теризуются размытостью и неопределенностью в силу того, что данный аспект не яв­ляется предметом их профессиональной подготовки. Была проведена диагностическая беседа с 72 студентами педагогического университета в возрасте от 20 до 24 лет. Полу­ченные в ходе опроса данные интерпретировались с применением метода пентаграммы у-син. Дан анализ представлений студентов о психологических нарушениях потреби­тельского поведения. Выявлены антимотивы потребления, которые на основе теории потребностей А. Маслоу были смоделированы в отраженную пирамиду потребностей. В заключение указывается, что выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения.

Ключевые слова: представления студентов, нарушения потребительского поведения, теория потребностей А. Маслоу, антимотивы потребления, пентаграмма у-син.

 

Введение

Отметим, что исследователи выделяют множество аспектов потреби­тельского поведения. Потребительство — не продукт российской культуры, а результат ее обесценивания. Поэтому важным для нас является замечание: «…становление общества потребления в современных условиях связано, пре­жде всего, не с самим уровнем потребления, а с распространением социаль­ных отношений, основанных на стереотипе потребления» [1, с. 195]. Вполне резонно замечание О.В. Мащитько: «Потребление есть язык нашего общества и способ коммуникации членов общества между собой, поскольку в основе потребления лежит кодекс знаков и отличий» [2, с. 82].

Ученые отмечают, что среди молодежи в крупных городах РФ повсеместно наблюдается слабая корреляция социального статуса и уровня доходов с при­обретением сравнительно дорогих и престижных товаров, например сотовых телефонов [3]. Всеобщая рекламизация «берет свое», формирует желания и стандарты жизни и запускает покупательское поведение (гонка за статусны­ми благами), и в том числе у тех людей, которым бюджет этого не позволяет. Такой консюмер недоедает, экономит на продуктах, но тратит последние день­ги (и берет кредит при «необходимости») на гаджет самой новой модели.

Ю.Л. Афанасьева эмпирически установила, что демонстративное по­требление как средство выражения принадлежности к престижным статус­ным группам и дистанцирования от менее обеспеченных групп характерно для всего студенчества независимо от имущественного положения. Для студен­тов из обеспеченных семей потребление служит средством самоутверждения, проявления индивидуальности и демонстрации материальных возможностей, носит идентификационный характер и выступает способом дистанцирования от менее обеспеченных социальных групп молодежи. Для последних потребле­ние выполняет в основном утилитарную функцию, но и в данном случае тоже имеет символическую окраску: редкие покупки дорогостоящих вещей дают кратковременное ощущение принадлежности к более обеспеченным группам и приносят эмоциональное удовольствие [4].

Некоторые авторы рассматривают потребительство как болезнь [5; 6]. В ан­глоязычной литературе используется термин affluenza (аффлюэнция) — слово, образованное слиянием influenza — грипп и affluent — богатство. Аффлюэн- ция выражена в нерациональном отношении к деньгам, в восприятии богат­ства как главной жизненной ценности и в маниакальном стремлении стать богатым или показаться таким широкой публике. Существует также понятие «синдром потребительства». Синдром потребительства Д. Ванн, Т. Нэйлор и Д. Де Граф представляют в качестве болезненного, заразного и передающего­ся внутри общества состояния пресыщения, обремененности долгами, тревоги и опустошенности как результата упрямой погони за новыми приобретени­ями. С.Р. Гаязова причисляет к варварству стремление потребителя обладать всем и вся, а также то, что потребительское отношение к вещам формирует инструментальное отношение к людям [7].

Современные исследования потребительского поведения рассматривают до­статочно широкий круг научных проблем, решаемых учеными, представляю­щими разные научные направления. Разработки потребительского поведения осуществляются с начала XX в. в маркетинге, а уже с 60-х гг. XX в., по мнению В. Бариновой, происходит проникновение психологических знаний в маркетин­говые изыскания, связанные с изучением потребительского поведения [8, с. 142].

Е.М. Ильиных, анализируя определения понятия «потребительское пове­дение», приходит к выводу, что определения, в основе которых лежит пони­мание понятия в контексте действия, деятельности или процесса, можно от­нести к «классическому» подходу. Другая часть определений данного понятия производится на основе выделения мотивов и потребностей. Это и позволило отнести такого рода определения к «неклассическому» подходу, основанному на теории потребностей [9]. Е.А. Лысова, продолжая анализ понятия «потре­бительское поведение», указывает на то, что в его основе должны лежать три составные части: «экономическое поведение, социальное влияние и психоло­гические особенности индивида» [10, с. 26]. Эти работы фактически указывают на незавершенность в формулировании понятия «потребительское поведение».

Основными научными направлениями в изучении потребительского пове­дения являются экономические, социологические и психологические исследова­ния, — пишет И.Н. Дементьева [11]. В основе экономических исследований лежит спрос, социологических — социальный процесс, а в психологии — социальное по­ведение. М.В. Бабаева и Е.В. Ситникова полагают, что психологические исследова­ния потребительского поведения весьма перспективны, особенно в отношении типологии и внешних детерминант потребительского поведения молодежи [12].

Одна из попыток построения модели потребительского поведения предпри­нята Д.М. Зверевым. В основу нейродинамической модели им положены гор­моны, выступающие в качестве нейромедиаторов для покупки [13]. Доказатель­ной базой действенности модели выступал обширный математический аппарат.

В качестве факторов формирования потребительского поведения В.И. Фе­доров называет маркетинг влияния [14, с. 45], а И.Ю. Швец указывает на фак­торы, мешающие его формированию. Среди них названы разрывы в факторах желания, восприятия, трансформации восприятия, качества услуг, ожиданий потребителя и др. [15, с. 77-78]. При этом автор сопоставляет различные фак­торы и в этом сопоставлении видит противоречия.

В исследовании Н.В. Быстровой с соавторами проводится анализ типов по­требителей на основе социальной стратификации [16, с. 111]. Особый интерес представляет исторический экскурс в формирование общества потребления, хронология которого берет свое начало в конце XIX в. [16, с. 112]. Авторы приходят к выводу об отсутствии своеобразия в потребительском поведении россиян, причину чего видят в копировании европейского и американского образов жизни.

Вместе с тем публикаций, посвященных нарушению потребительского по­ведения, нами не обнаружено, что определило выбор проблематики представ­ляемого исследования.

Цель исследования: выявить образ нарушений потребительского поведения в представлениях студентов.

 

Обзор литературы

Обратимся к обзору научных исследований потребительского поведения у студентов. Отметим, что в ходе подготовки обзора обнаружена неоднородность исследований данной проблемы и весьма незначительное их количество в отно­шении студентов, выполненных в последние пять лет. В работе М.В. Обозной опи­сывается влияние рекламы на него [17]. Автор исследования приходит к выводу о том, что реклама является не только мощнейшим механизмом влияния, но и ин­струментом социальной политики. Ее направленность способствует формирова­нию устойчивого желания обладать предметом самыми различными способами.

Е.И. Коновалова, А.П. Абрамов определяли структуру потребления сту­дентов [18]. В ходе исследования авторами были определены основные кате­гории расходов студентов, обнаружено, что большая их часть направлена на удовлетворение физиологических потребностей в питании (33 % расходов). Это согласуется с работой И.Ц. Доржиева и В.В. Мисайлова, которые, выяв­ляя факторы потребительского поведения студентов, пришли к выводам, что экономический фактор является наиболее существенным [19]. Соотношение «цена — качество» из-за низкого уровня доходов наиболее существенно при осуществлении покупок. Ориентация на модные тенденции наблюдается лишь у той части студентов, которые обеспечены родителями на высоком уровне.

Влияние моды рассматривала Э.М. Валеева [20]. Заявляя о переориентации ценностной системы современной молодежи на индивидуализм, гедонизм, что вполне очевидно; автор исследования приходит к выводу: «…в настоящий мо­мент задача осмысления влияния моды на социальное поведение студенческой молодежи должна стать приоритетной на государственном уровне» [20, с. 123].

Интересен анализ потребительских практик студентов, проведенный С.Н. Лещинской [21]. Ею выявлены несформированность осмысленной покуп­ки, недостаточность средств, стабильность самостоятельных доходов, высокий уровень влияния интернет-рекламы на потребительское поведение и высокая распространенность пользования интернет-магазинами.

Е.А. Тимофеева и М.О. Алексеева анализируют доходы и расходы студенче­ства [22]. Структура доходов включает (в порядке убывания): средства родите­лей, стипендию, собственные заработки. Структура расходов идет от расходов на питание, одежду и украшения к расходам на развлечения.

Л.А. Журавлева, Е.В. Зарубина, Т.И. Кружкова и О.Е. Рущицкая обнаружи­ли новые тенденции в потребительском поведении студентов [23] — стремле­ние инвестировать расходы в свое развитие с выраженной направленностью на экологическое сознание и поведение.

А.М. Лилюхин, Н.В. Баблоян и Д.С. Лебедева обратились к проблеме аддик- ций в потребительском поведении студентов [24]. Основная тенденция, обнару­женная ими, заключается в аддиктивном удовольствии, получаемом от непосред­ственного потребления в виде знаково-символической составляющей товаров и услуг. Вещественная значимость приводит к утрате собственной уникальности.

Н.А. Ходак выявляла гендерные различия в покупательском поведении [25] и обнаружила различия в принятии решения о покупках; J.B. Cohen и H.R. Ber­nard указали на подвижность таких компонентов покупательского поведения, как убеждения, отношения, обстоятельства и др. [26, с. 396].

В исследованиях зарубежных авторов указывается на возросшее потре­бление в Интернете у молодежи. Так, Ch. Olson отмечает значительное вли­яние рекламы о продажах и скидках на потребление молодых людей [27]. Полагаем, что с этим связан интерес компаний, занимающихся продажами, к исследованию покупательских способностей молодежи [28]. Сингапурские исследователи называют нынешнее поколение молодежи, погруженное в по­купку товаров и услуг, поколением «зомби» [29], что закономерно в силу зна­чительного изменения покупательского поведения — от «надо» к «хочу».

В условиях цифровизации общества «новое» потребительское поведение мо­лодежи обеспечивает более высокую доходность компаний. Исследования по­требительства молодежи активно начались с 2019 года, что отмечается в работе Kamenidou, S.A. Mamalis, S. Pavlidis, E.-Z.G. Bara [30]. Такие исследования за­частую носят заказной характер, что связано с желанием компаний найти спосо­бы еще более эффективного влияния на потребительское поведение молодежи.

Спектр исследований, посвященных потребительскому поведению, весьма широк и разнообразен: влияние рекламы на потребительское поведение, струк­тура потребления, изменение ценностных ориентаций при покупках, потреби­тельские практики, аддикции и гендерные различия в процессе потребления.

 

Материалы и методы

В ходе исследования было опрошено 72 студента Омского государственно­го педагогического университета, обучающихся по направлению «Психолого­педагогическое образование». Возраст испытуемых — от 20 до 24 лет.

В работе применялась диагностическая беседа для изучения представлений студентов о нарушениях потребительского поведения, а для интерпретации полученных в ходе исследования данных использовались моделирование и ме­тод пентаграммы у-син.

В пентаграмме элементы выступают как противоположные. Все парные со­четания элементов рассматриваются как виды противоречий внутри системы. Элементы формируют типы отношений внутри системы — партнерство, союз­ничество, конкуренция, конфликт [31, с. 152]. В методе отражены представления, что все объекты являются результатом смешения первоэлементов (вода, дерево, огонь, земля, металл). Применение рассматриваемой схемотехники позволяет вскрывать особенности системы как процесса и как комплекса противоречий, требующих разрешения. Алгоритм использования представленного метода в решении теоретико-методологических задач исследования раскрыт в рабо­тах Г.Д. Боуш и В.И. Разумова [31-33], А.В. Литманович и В.И. Разумова [34].

 

Результаты исследования

В ходе диагностической беседы обсуждались аспекты нарушения потреби­тельского поведения, имеющие распространение в обыденной жизни. Студен­тами были названы следующие нарушения покупательского поведения: кражи или хищения товаров (услуг); импульсивные покупки товаров (услуг); покупка нелегальных или запрещенных товаров (услуг); чрезмерное потребление това­ров (услуг); подлог при осуществлении покупки товаров (услуг).

Полученные данные натолкнули на мысль, что обнаруженные формы на­рушения потребительского поведения могут рассматриваться в контексте те­ории потребностей А. Маслоу как антимотивы потребления. Так, кражи или хищения услуг и товаров можно обозначить как хищническое потребление; подлог — как пользование услугами и товарами от имени другого лица; им­пульсивные покупки происходят вследствие нарушения мотива обеспечения
безопасности и защищенности. В та­кой ситуации покупатель стремится к данной обеспеченности за счет обладания товарами (услугами); по­купка нелегальных запрещенных ус­луг и товаров реализуются через мо­тив самоуничтожения; чрезмерное потребление товаров (услуг) про­исходит через реализацию мотивов страха либо самооправдания. Таким образом была построена пентаграм­ма антимотивов потребления в кон­тексте теории А. Маслоу.

Интерпретируем компоненты антимотивов потребления в катего­риях метода пентаграммы у-син.

Начальный элемент (ВОДА) представлен как хищническое поведение. Он задает развитие разрушающих мотивов и отражается в таких формах поведения, как кражи и хищения, цель которых не в обогащении, а в реализации физиологических потребностей лю­бой ценой. Такое поведение часто характерно для маргинальных лиц. Хищни­чество проявляется в стремлении жить за чужой счет.

Следующий элемент — обеспечение безопасности и защищенности за счет обладания товарами (услугами). Реализация такого мотива происходит не просто через владение чем-либо, а через преувеличение форм обладания. На­пример, не домом, а дворцом; не кольцом с драгоценным камнем, а кольцом с самым большим и дорогим драгоценным камнем, и т. п. Данный элемент в восточной философии обозначен как ДЕРЕВО, где он символизирует расцвет системы. Именно на этом этапе происходит своеобразный сдвиг в мотивации, который способен в дальнейшем привести человека к «пропасти» потребления.

Самый активный элемент системы — ОГОНЬ — реализуется через мотив пользования услугами и товарами от имени другого лица. Данный элемент системы антимотивов направлен на пересмотр потребительского поведения, формирует абсолютно новые его формы. Это, например, находит отражение в современных формах мошенничества с кредитными картами. Такие формы поведения устойчиво называют антисоциальными, и они приводят к каче­ственно новым проявлениям.

Балансирующим элементом (ЗЕМЛЯ) выступают мотивы страха, само­оправдания в покупательском поведении. Основная цель поведения — обла­дание избыточным количеством товаров (услуг). Это может проявляться в на­копительстве, которое способно привести и к психопатологии.

Завершающему элементу (МЕТАЛЛ) соответствует мотив самоуничтоже­ния. На данном этапе возможен выход из системы на основе разрушающего потребительского поведения. Это может происходить путем покупки и после­дующего потребления запрещенных веществ (например, наркотиков, что спо­собствует разрушению здоровья и смерти), либо покупки запрещенных това­ров (например, оружия, что может привести к лишению свободы).

Рассмотренные элементы отража­ют этапы регрессивного развития мо­тивов потребления, или антимотивов. Каждый последующий этап отражает новые качественные характеристики мотивации потребления, приводящие к разрушающему жизнь человека по­ведению.

В результате анализа эмпириче­ских данных, полученных в ходе диа­гностической беседы, обнаружено, что студенты не только имеют вполне устойчивые представления о теории потребностей А. Маслоу, но и могут моделировать новое знание, в частности антимотивы потребления. Полученные данные позволяют построить отражен­ную пирамиду антимотивов потребительского поведения (рис. 2).

Отраженная пирамида будет иметь вид перевернутого треугольника, раз­деленного аналогично пирамиде А. Маслоу на пять уровней. Перечислим их последовательно: хищнические потребности, потребность в обеспечении безопасности и защищенности за счет обладания услугами (товарами), потреб­ность в пользовании услугами и товарами от имени другого лица, страхи и са­мооправдание, потребности в самоуничтожении.

Отметим, что отраженная пирамида имеет место при нарушениях в потре­бительском поведении.

Обсуждение и заключение

Приведенный обзор научных исследований феномена потребительского по­ведения и его специфики показал большую широту аспектов его изучения: от формирования категориально-понятийного аппарата до эмпирических иссле­дований психологических особенностей потребителей.

В результативной части исследования можно констатировать, что его цель, направленная на выявление представлений студентов о нарушениях потре­бительского поведения, решена. В ходе проведенного исследования обобщен образ представлений студентов о нарушениях потребительского поведения и смоделирована отраженная пирамида потребностей, имеющая в своем фун­даменте теорию потребностей А. Маслоу. Данная пирамида иллюстрирует про­цесс «падения в пропасть потребления» и достижения саморазрушения как эффекта реализации системы антимотивов потребления. Сложности в про­ведении исследования были связаны с наличием лишь отдельных фрагментар­ных попыток российских и зарубежных авторов описывать нарушения потре­бительского поведения. Это явно обедняет данное направление исследований.

Полученные данные о нарушениях в потребительском поведении могут быть полезны психологам при построении профилактической и коррекцион­ной работы с рассмотренными аспектами нарушения поведения. Результаты исследования демонстрируют необходимость в обучении подростков и молоде­жи потребительскому поведению, расширении их практик осознанного приоб­ретения товаров и услуг. Одним из аспектов формирования потребительского
поведения будет мотивационная составляющая, оказывающая наиболее вы­раженное влияние на потребление и нарушения потребительского поведения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьяконов М.Ю. Сфера досуга в современном обществе: потребление и культура // Со­циальная политика и социология. — 2012. — № 4 (82). — С. 190-196.
  2. Мащитько О.В. Потребление как пустота и насилие в современных концепциях фило­софии культуры // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педа­гогические науки. — 2014. — № 15. — С. 82-85.
  3. Антонов С.Н. Рекламирование в условиях глобализации и индивидуализации по­требления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология, со­циология, педагогика. — 2008. — № 4. — С. 470-481.
  4. Афанасьева Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой моло­дежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — 2009. — № 1 (9). — С. 44-54.
  5. Ванн Д., Нэйлор Т., Де Грааф Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. — Екате­ринбург: Ультра. Культура, 2005. — 392 с.
  6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции продолжаются. Стратегия разрухи. — М.: Алгоритм, 2011. — 352 с.
  7. Гаязова С.Р. Потребление как один из модусов «варварства» // Исторические, философ­ские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 8 (58). — Ч. 3. — С. 64-66.
  8. Баринова Н.В. Трансформация потребительского поведения: история и современ­ность // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2018. — № 3 (99). — С. 140-146.
  9. Ильиных Е.М. Актуальные подходы к трактовке понятия «потребительское поведе­ние» // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2018. — № 3 (19). — С. 5-9.
  10. Лысова Е.А. Поведение потребителей: содержание понятия, социально-экономическая сущность // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2019. — № 4. — С. 21-27.
  11. Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. — 2018. — № 1 (93). — С. 122-132.
  12. Бабаева М.В., Ситникова Е.В. Перспективы исследования потребительского поведения в психологической науке // Пензенский психологический вестник. — 2017. — № 2 (9). — С. 61-72.
  13. Зверев Д.М. Нейрофизиологическая модель потребительского поведения // Практиче­ский маркетинг. — 2019. — № 10 (272). — С. 3-20.
  14. Федоренко В.И. Управление факторами, формирующими потребительское поведение, с использованием социальных сетей // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. — 2020. — № 2 (27). — С. 44-47.
  15. Швец И.Ю. Выявление несоответствия восприятия факторов, влияющих на потреби­тельский опыт // Вестник Московского городского педагогического университета. Се­рия: Экономика. — 2019. — № 2 (20). — С. 68-79.
  16. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Максимова К.А., Уракова М.Н. Потребительское пове­дение как социальный феномен // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 6 (48). — С. 110-114.
  17. Обозная М.В. Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молоде­жи // Политика, экономика и инновации. — 2017. — № 3 (13). — С. 8-11.
  18. Коновалова Е.И., Абрамов А.П. Структура потребления студенческой молодежи // Дис­курс. — 2017. — № 6 (8). — С. 45-52.
  19. Доржиева И.Ц., Мисайлова В.В. Факторы потребительского поведения студенческой молодежи: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 5. — С. 23-25.
  20. Валеева Э.М. Влияние моды на потребительское поведение студенчества // Политиче­ский вектор-PRO. Комплексные проблемы современной политики. — 2017. — Т. 1-2. — С. 118-124.
  21. Лещинская С.Н. Социологический анализ потребительских практик студенческой мо­лодежи // Человек. Общество. Инклюзия. — 2019. — № 4 (40). — С. 47-55.
  22. Тимофеева Е.А., Алексеева М.О. Доходы и расходы студентов Марийского государствен­ного университета // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 16-1. — С. 415-418.
  23. Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И., Рущицкая О.Е. Потребительское поведе­ние молодежи: новые тенденции (исследование в вузах Екатеринбурга) // Муниципа­литет: экономика и управление. — 2019. — № 3 (28). — С. 80-89.
  24. Лилюхин А.М., Баблоян Н.В., Лебедева Д.С. Современная российская молодежь: потре­бительские практики и аддиктивное поведение // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2019. — № 3. — С. 239-242.
  25. Ходак Н.А. Гендерные социально-психологические особенности процесса принятия решения о покупке у студентов высших учебных заведений // Азимут научных иссле­дований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 2 (23). — С. 408-412.
  26. Cohen J.B., Bernard H.R. Evolutionary psychology and consumer behavior: A constructive critique. Journal of Consumer Psychology. No. 23 (3). Рр. 387-399.
  27. Olson Ch. 5 trends reshaping retail. Retail Dive. https://www.retaildive.com/news/5-trends-reshaping-retail/529680 (accessed September 11, 2021).
  28. Uniquely Generation Z. What brands should know about today’s youngest consumers. https://generationy20.com/retail-generation-z.PDF (accessed September 11, 2021).
  29. Generation Z. Zombies, Popular Culture and Educating Youth. ed. by V. Carrington, J. Row- sell, E. Priyadharshini, R. Westrup. Singapore: Springer, 2016. 183 p.
  30. Kamenidou I.C., Mamalis S.A., Pavlidis S., Bara E.-Z.G. Segmenting the Generation Z Cohort University Students Based on Sustainable Food Consumption Behavior: A Preliminary Study. 2019. Vol. 11. Is. 3. 23 p.
  31. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: учеб. посо­бие. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 277 с.
  32. Боуш Г.Д. Кластеры предприятий: структурный и функциональный анализ / Под науч. ред. В.И. Разумова. — Омск: Наука, 2010. — 82 с.
  33. Боуш Г.Д. Эволюционные аспекты кластеров предприятий // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 1. — С. 160-166.
  34. Литманович А.В., Разумов В.И. Теоретическая обработка исследовательского материа­ла // Вестник Омского университета. — 2010. — № 4. — С. 255-259.

 

Аксютина З.А., Ильин А.Н. Неопределенность образа нарушений потребительского поведения в представлениях студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки Т. 19, №1, 2022. С.141-152.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *