Актуальность сохранения баланса между цифровым и традиционным образованием

В статье тезисно излагаются основные особенности некоторых получивших широкое применение информационных технологий в образовании. Вводится условное разделение преподавателей на «педагогов» и «философов». Высказывается гипотеза, что ориентация на использование презентаций и различных информационных технологий свойственна именно «педагогам». Автор призывает посмотреть диалектически на процесс цифровизации образования и увидеть в нем как инструменты решения проблем, так и точки появления новых трудностей. Постулируется мысль о важности сохранить разумное сочетание цифрового и традиционного образования.

Ключевые слова: образование, цифровизация, традиционные методы, презентации.

 

В последнее время цифровизация проникает в различные сферы деятельности человека. Она наполняет своим потенциалом повседневную жизнь, а также находит место и в профессиональной области. В сфере повседневности она оборачивается комфортом, а в области труда она указывает на новые возможности профессиональной деятельности, ранее не имеющие места в реальности. По сути материальная жизнь и цифра сопрягаются в наше время в некий симбиоз. Так, цифровое пространство в контексте практик потребления формирует виртуальный мир крайне широкого выбора (см. [1]).

Не обошла этих трансформаций и система образования. В учебный процесс обширно вводятся различные новые информационные технологии, создаются электронные библиотеки, разрабатываются онлайн-курсы, учебный контент наполняется наглядным материалом в виде презентаций, реализуются дистанционные формы обучения, вызвавшие широкую общественную дискуссию относительно их эффективности именно как образовательных технологий (можно увидеть совершенно различные формы отношения в диапазоне между «за» и «против»).

Довольно сложно дать психолого-педагогическую оценку этим нововведением, и для осуществления такой экспертизы, во-первых, каждое из них следует рассматривать отдельно и, во-вторых, важно определять «баланс инновационности-традиционности», то есть учитывать удельный вес инноваций по сравнению с местом, занимаемым традиционными технологиями.

По нашему мнению, безусловно прогрессивным явлением выступает расширение библиотечного фонда электронными источниками. В интернет-пространстве можно найти огромный массив литературы, которая отсутствует в бумажном виде. Тем более ряд изданий в принципе выходит только в электронной форме (например, научные интернет-журналы). Это значительно расширяет ассортимент доступности научной и методической литературы.

Разработка онлайн-курсов выступает важным дополнением к традиционным, аудиторным, занятиям. Онлан-курсы способны охватить значительно большую аудиторию.

Презентации, в силу их системности, сжатости и наглядности, обычно  дают более систематизированное и точное знание посредством актуализации наглядно-знаковой формы трансляции информации. Преподаватели и студенты обретают навыки просьюмеризма, самостоятельно делая презентации, которым характерны определенное содержание и дизайн, и таким образом актуализируя навыки тезисного изложения материала, творческого оформления и т.д. Однако, вместе с тем, важно учитывать то место, которое они занимают среди всех остальных средств обучения. Как говорится, любую хорошую идею можно довести до абсурда, что в ряде случаев приходится наблюдать. Так, порой презентации остаются единственными формами передачи материала, вытесняя собой традиционный (текстовой) подход. С одной стороны, они вполне встраиваются в доминирующий ныне тип культуры – визуальной. С другой стороны, следует поднять вопрос о том, не отчуждают ли они, когда их удельный вес слишком большой, учащихся от текстового восприятия, не становятся ли они стимулами дальнейшего развития чего-то, близкого к клиповому мышлению? Все-таки образование должно не подстраиваться под интеллектуально обедненный тип массовой культуры, а развивать личность, даже если ей сложно – вследствие именно ее интегрированности в визуальную культуру – воспринимать информацию в текстовой манере. Важно сохранить культуру текста, культуру чтения. Недаром уместно сравнение избыточного применения презентаций с «методологией комиксов». Иногда студенты, привыкшие к восприятию информации через презентации, говорят, что не могут воспринимать информацию на слух. Это – тревожный звонок, говорящий о том, что имеет смысл развивать именно то, что работает недостаточно хорошо, а именно слуховое восприятие текста, причем не тезисно изложенного, а развернутого. 

Тут стоит добавить, что преподавателей, в зависимости от их стиля профессиональной деятельности, можно с высокой степенью условности разделить на «педагогов» и «философов». Данное разделение отсылает не к профессиональной квалификации, не к ученой степени («кандидат философских (или педагогических) наук»), а к модели преподавания, которую – сознательно или бессознательно – выбирает для себя педагог высшей школы. «Педагогам» свойственно движение к новизне, даже если последняя не имеет серьезного инновационного содержания, а строится лишь на конъюнктурных моментах (мода, тенденция, протекающие в системе образования). «Педагоги» ориентированы на дидактическую основательность и структурированность ведения занятий. В отличие от них, «философы» стараются искать действительную новизну, минимально вовлекаясь в конъюнктуру. Для них более характерна малая степень структурированности, абстрактность и рефлексивность ведения занятий. Если у одних «все, как в аптеке», у других реализуется исследовательский процесс с минимумом заранее готового содержания. Конечно, список отличий можно продолжить, но сейчас нас интересует другой аспект этой темы. В контексте проблематики информатизации образования заметим, что внедрение информационных технологий, как мы полагаем, в наибольшей степени «уживается» с профессиональным стилем именно «педагогов»: четкость, структурированность, стремление к новизне в том числе «по форме» – качества, позволяющие максимально интегрироваться в сфере информационных технологий. Мы сейчас не даем никакой оценки ни одному из вышеназванных стилей преподавания. Вместо этого хотелось бы заострить внимание на необходимости сохранить в жизнеспособном состоянии оба стиля, поскольку каждый из них содержит в себе здравые с точки зрения развития личности студента компоненты, и в целом разнообразие системы образования, хотя бы выражаемое в сохранении обоих стилей, архиважно для этой системы. Поэтому необходимо оставлять достойное место, весьма широкое поле в том числе для продемонстрировавших свою эффективность традиционных технологий, которым следует мирно соседствовать с информационными технологиями.

Далеко не каждая новация является подлинно прогрессивной и эффективно воздействующей на функционирование той сферы, где она находит свое  применение. Речь идет о том, что «в отрыве» от некоторых традиционных технологий она может затмевать собой прогрессивный потенциал, который показала парадигма, функционировавшая до внедрения инновации в реальную практику. То же самое касается и цифровизации образования. Философский принцип золотого сечения не стоит отменять, равно как нет смысла гнаться за трендами только по той причине, что они отличаются своей инновационностью. Последняя должна сопрягаться с эффективностью. В данном случае мы ведем речь об эффективности образования. Далеко не всегда новое означает качественное и целесообразное. Да, цифровые технологии открывают новые возможности и грани для развития образовательной системы. Однако не стоит отдавать им все поле образовательной деятельности, а имеет смысл налаживать некий баланс, сосуществовования цифровизации и традиционного образования.

Хотелось бы сделать следующий вывод. Цифровые технологии, несомненно, являются прогрессивным веянием. Они пришли в систему образования извне и значительно обогатили ее. Но, если прогресс избыточен, если он отрывается от действительно эвристичных традиционных моделей, то прогресс вполне диалектическим образом способен открываться своей регрессивной изнанкой, что аналогично тому описанию Просвещения, которое в свое время представили теоретики франкфуртской школы [2]. Необходимо разумное соотношение цифры и реальности, инновационного и традиционного. В ряде случаев новые идеи, техники и технологии реализуются под видом решения проблем, а на поверку трансформируются в проблемы. Так пусть цифровые технологии станут подлинными средствами разрешения актуальных проблем образования, содействуют его дебюрократизации, облегчают понимание учебного материала (без упрощения, редукции содержания), усиливают мотивацию к учению и всесторонне развивают личность учащегося.

Конечно, в рамках отдельной, к тому же небольшого объема статьи весьма трудно описать все наличные и потенциальные возможности и проблемы информатизации образования. Мы очертили лишь некоторые штрихи, наметили определенные теоретико-методологические ориентиры, которые способны послужить точкой отсчета для дальнейших исследований цифровых технологий в образовании и их эффективности для учебного процесса.

 

Список литературы:

  1. Будилина А.В. Культура потребления в цифровой среде: трансформация ценностных моделей и практик поведения современной аудитории // Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Челябинск, 2024. – 172 с.
  2. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения, пер. с нем. М. Кузнецова. – М., С.-Пб: Медиум, Ювента, 1997. – 312 с. 

Ильин А.Н. Актуальность сохранения баланса между цифровым и традиционным образованием // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции памяти академика РАО М.П. Лапчика (Омск, 22-23 ноября 2024 г.) / под общ. ред. М.И. Рагулиной. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2024. С. 49-51.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *