Экологическая проблематика в условиях современного капитализма

Капиталистическая формация крайне расточительно использует природные ресурсы. Наблюдаются тенденции избыточного производства и избыточного потребления. Массивы товаров в экономике запланированного устаревания создаются на непродолжительное время, а массивы мусора – на длительный период. Характерное для капитализма запланированное устаревание вносит вклад в отъем у цивилизации ее экологического будущего.

Ключевые слова: капитализм, потребление, запланированное устаревание, реклама, мода.

Противоречивость социокультурной ситуации связана с функционированием  неоднозначных с точки зрения влияния на дальнейшее развитие цивилизации, культуры и человека процессов капиталистического уклада. Распространение потребительских тенденций с присущим им гедонизмом может вызывать кризис таких систем, как политическая, этическая, экономическая, экологическая и социальная. Так, при угрозе назревания глобального экологического кризиса возникает необходимость осмысления преимущественно расточительных потребительских практик, легитимируемых культурой потребления.

Современное производство избыточно, и в этой избыточности оно нерационально как с точки зрения экологических приоритетов, так с точки зрения духовного развития общества. Посредством всепроникающей рекламы оно формирует стратегии не менее избыточного потребления.   По аналогии с баумановской «текучей современностью» целесообразно постулировать «вещную текучесть», характерную для нашего времени. Причем не знаковую, а именно вещную. Ведь характерные для культуры потребления знаки (статус, престиж, респектабельность, сексуальность и т.д.) остаются прежними. Их востребованность не теряется. Утрачиваются только вещи, несущие эти знаки, то есть продукты, некогда наделенные ими и, соответственно, указывающие на высокий статус их обладателя. Они в процессе своего модного устаревания теряют «статусные» знаки, и последние переходят к другим вещам. Так знаки остаются жить, значить и пользоваться спросом, но обладающие ими вещи постоянно меняются. Один и тот же «статус» как устойчивая потребительская ценность не остается в некогда купленной вещи, а «растягивается» в цепочку покупаемых вещей, уходит из одной вещи и воплощается в другой, более новой, совершает путешествие по перманентно обновляемым вещам, нигде не задерживаясь надолго. Этим он напоминает злого духа из заурядного фильма ужасов, который меняет тела, в которые ненадолго вселяется.

Приведем некоторые факты. Ежегодно в Великобритании выбрасывается более 5 млн. мобильных телефонов. Стоимость средней сумочки составляет £76, и среднестатистическая женщина в возрасте 30 лет приобретает новую каждые три месяца; это может вырасти до расходов более £9000 на сумки за всю жизнь. Средний срок службы MP3-плеера составляет менее трех лет. В среднем люди в возрасте от 18 до 25 лет меняют свой мобильный телефон каждые девять месяцев, а люди старше 25 лет меняют свой телефон каждые 14 месяцев [5]. Эти данные указывают на 3 тенденции: стремление менять то, что менять вовсе необязательно; запланированное устаревание; нагрузка на экологию. И такие процессы характерны для многих стран мира. Поскольку потребление базируется на производстве, для последнего характерен лозунг вроде: «создавай товар короткоживущим, чтобы обеспечивать оборот, несмотря на то, что с экологической точки зрения это – деятельность по расточительству ресурсов». Бизнес стремится к максимизации прибыли посредством гипероборота товаров, но такая деятельность слишком расхитительна для окружающей среды.

Массивы товаров в экономике запланированного устаревания создаются на непродолжительное время, а массивы мусора – на длительный период. Планета превращается в глобальную помойку, которая состоит из гипермасс устаревшего и устареваемого и из отходов на производство всего перманентно нового и обновляемого. Так, большая долговечность автомобиля заставила потребителей неохотно менять часто свои модели. По мере увеличения срока службы автомобиля производители сосредоточились на сокращении его модной жизни. Добавляя стилистические и косметические изменения в свои автомобили, они тонко пытались заставить свои старые модели выглядеть устаревшими, тем самым убеждая потребителей обменять их на новые [3]. Одна проблема, когда устаревание строится на смене модных тенденций. Совсем другая – сознательное и целенаправленное внесение производителем технического дефекта в продукцию, благодаря которому последняя будет физически ломаться через непродолжительное время. Это выгодно бизнесу, но крайне невыгодно как пользователю, так и экологии.

«Apple» стала замедлять работу телефонов. Конечно, компания отрицает, что следует стратегии запланированного устаревания, и подчеркивает, будто замедляет работу телефонов для блага клиентов, а именно во избежание непреднамеренного отключения смартфона на морозе. В расчёт берётся не только заряд/напряжение батареи, но и температура окружающей среды. Чем холоднее, тем больше Apple замедляет айфон. Однако люди стали решать, что их телефоны работают слишком медленно, и принялись покупать новые телефоны. Помимо прочего, «Apple» скрывает состав клея, которым приклеивается аккумуляторная батарея к корпусу, из-за чего поменять ее становится весьма сложно. И если бы «Apple» заботилась о клиенте, она бы призывала менять батареи, а не айфоны, чего она не делает. Тем более интересно выглядит цикл выпуска новых моделей, которые выходят на рынок, когда на старой модели начинает садиться аккумулятор и замедляется процессор [1]. Принтеры компаний Epson и других ложно показывали, что компоненты окончили срок службы, а наполненные чернилами картриджи пусты [4].

В экологическом смысле запланированное устаревание является особенной роскошью, которая вносит свой вклад в отбирание у человечества будущего. Запланированное устаревание и расточительство Г. Маркузе рассматривает как одно из условий социального контроля для поддержки капиталистического порядка. К другим таким условиям он относит бедность, СМИ, шум и загрязнение и т.д. [2] И действительно, благодаря этому люди соответствующим образом «воспитываются». Их система потребностей надломлена в угоду рыночным акторам, в угоду тоталитарному аппарату производства, который управляет в том числе свободным временем людей и их мышлением посредством прежде всего рекламы и моды. Для них капиталистическая парадигма становится нормой, они не мыслят в категориях освобождения от эксплуатации и отчуждения. Они мыслят в категориях обустройства индивидуального быта.

Возникает необходимость в обществе, граждане которого обладают достаточно развитым нравственным и экологическим сознанием, способностью к осознанному потреблению, к сохранению духовного культурного наследства,  к созиданию и приумножению природных и социокультурных ресурсов. Но будет ли такое общество капиталистическим? Скорее всего, нет.

Список литературы:

1. Принудительное замедление старых iPhone повышает шансы на принятие законодательства о праве на ремонт // Хабр. URL: https://habr.com/ru/articles/409283/

2. Marcuse H. Marxism, Revolution and Utopia. Collected papers of Herbert Marcuse. Volume Six. Edited by Douglas Kellner and Clayton Pierce. – London and New York, Routledge, 2014. – 456 p.

3. Planned obsolescence // The Economist URL: https://www.economist.com/news/2009/03/23/planned-obsolescence

4. Schrieberg D. Landmark French Lawsuit Attacks Epson, HP, Canon And Brother For ‘Planned Obsolescence’ // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/davidschrieberg1/2017/09/26/landmark-french-lawsuit-attacks-epson-hp-canon-and-brother-for-planned-obsolescence/

5. Think you love shopping? It’s the marketing scam of the century. Interview Sophie Morris with Benjamin Barber // Independent URL: https://www.independent.co.uk/climate-change/news/think-you-love-shopping-its-the-marketing-scam-of-the-century-849922.html

 

Ильин А.Н. Экологическая проблематика в условиях современного капитализма // Экология и природопользование: устойчивое развитие сельских территорий. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: КубГАУ, 2025. С. 8-12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *