Проблема информационного консьюмеризма

Современная эпоха характеризуется стре­мительным ростом потока информации. Че­ловек не способен качественно перера­батывать огромные ее объемы, поэтому сознание расщепляется, внутренний мир теряет глубину, а заинтересованный взгляд скользит по поверхности информационно­го многообразия, не осмысливая должным образом содержательное богатство получа­емых сведений. Возникает феномен повер­хностного информационного потребления.

Ключевые слова: гиперинформатизация, информационное многообразие, информационное потребление.

 

Долгие годы не утихает дискуссия относительно целесообразности использования понятий «информационное» или «постиндустри­альное» общество. Утверждают, что человеческое общество в любую эпоху информационное и что язык, позволяющий обмениваться ин­формацией, уже давно является достоянием человечества. Не сегод­ня возникли и знания, они всегда сопровождали деятельность людей. Прежние производственные отношения тоже опирались на инфор­мацию. Большинство профессий требовали и требуют определен­ного уровня интеллектуальной подготовки, то есть знаний и навы­ков. Уже в античную эпоху прикладное знание (техне) пользовалось уважением, так как являлось основой изготовления продуктов. Про­изводственная деятельность всегда основывалась на знаниях. Ис­пользование человеческого капитала, то есть высокого профессио­нализма и творчества, началось не вчера. Не вчера стали обращаться к высококвалифицированной экспертизе (то есть к тому, что сейчас называется интеллектуальной поддержкой управленческих реше­ний) для постановки целей и выбора оптимальных стратегий.

Однако, хотя информация (система знаков) всегда исполь­зовалась человечеством, а знания накапливались и передавались, именно сегодня производство информации стало самостоятельной сферой жизни людей, а знание и псевдознание оказались практиче­ски неразделимы. Возросла роль технологий, связанных с обработ­кой и передачей информации, а также соответствующих отраслей об­разования. Наиболее интенсивно развивается инженерия знаний, частью которой являются актуальные экспертные системы как одна из форм искусственного интеллекта. Возросла скорость передачи ин­формации и роль информационных потоков, от которых зависят пра­ктически все стороны жизнедеятельности человека и общества и да­же структура сознания. Компьютеризация и коммуникационность стали частью не только труда, но и повседневной жизни. Сформировалась единая информационная сеть, позволяющая получить доступ к информации из любой точки земного шара. На фоне распространения созданного после мира вещей мира информации расширяется сфера информационного загряз­нения, виртуальное пространство занимает все большее место в жизни людей.

Все эти признаки, как считается, указывают на наступление качественного нового этапа в развитии общества, именуемого информационным.

Вхождение в «информационное» или «постиндустриальное» обще­ство, конечно, не означает исчезновения материального производства, серьез­ного прорыва в неумеренном потреблении природных ресурсов к некоему принципиально менее ресурсозатратному способу жизнедеятельности. Оно всего лишь подчеркивает снижение значения материального производства на фоне возрастания роли сферы услуг и информации. Постиндустриальность не замещает и не отменяет индустриального производства, а наслаивается на него как на некий фундамент, без которого существование современной ци­вилизации невозможно, в том числе области информационно-коммуникаци­онных технологий.

Постиндустриальное развитие предполагает наличие серьез­ной промышленной основы. Представление о постиндустриальной эпо­хе как безматериальной, беспроизводственной, когда якобы становятся не нужны промышленность и сельское хозяйство, — всего лишь миф. По­стиндустриальный — значит не доиндустриальный, а сверхиндустриаль­ный. Поэтому современную эпоху следует называть не постиндустриаль­ной (информационной), а неоиндустриальной, сверхиндустриальной или индустриально-информационной.

Наше время — это время товарной и информационной избыточно­сти. Особую общественную значимость сегодня приобретает регулирование процессов производства, хранения, трансляции и использования информа­ции. В потребительском обществе проникновение информационных симуля- кров в жизнь человека вполне закономерно.

В информационном мире реальность трансформируется в собствен­ную модель, территория становится картой, где истинные и ложные сужде­ния накладываются друг на друга и переплетаются. С ростом влияния СМИ, рекламы и скоростных интернет-потоков информации становится слишком много, и человек теряется в ней, утопает в бескрайнем массмедийном море со­общений, образов и голосов, в котором растворяется реальное бытие.

Нервная система человека — итог долгой эволюции — плохо адап­тируется к сжатому времени, когда в течение жизни одного поколения проис­ходит такое количество изменений (в первую очередь в техносфере), с каким не приходилось сталкиваться нашим предшественникам. За одно человече­ское поколение меняется несколько «гаджетпоколений».

Сейчас социальный и культурный циклы разорваны, и этот раз­рыв проявляет себя в быстрой смене культурных традиций и ценностей; вре­мя одной человеческой жизни вмещает в себя несколько культурных эпох.

Причем данный процесс характеризуется не только чередованием, когда но­вое вытесняет старое, но и наложением настоящего на прошлое. В потоке об­щественно-культурных изменений время сжимается, а человек и общество утрачивают почву под ногами. Для обозначения этого процесса уже предло­жен неологизм «глокализация», включающий в себя два понятия — «глоба­лизация» и «локализация», и характеризующий пространственно-временное сжатие, посредством которого в одном пространстве и времени происходит столкновение разных культур.

Из-за ускоренного роста объемов информации разговоры о науч­но-технических революциях утратили актуальность: мы уже живем в эпо­ху не просто затянувшейся и углубившейся, а перманентной научно-техни­ческой революции. Возможно, мы уже достигли сингулярности — момента, когда научно-технический прогресс настолько ускорился и усложнился, что оказался недоступным пониманию. Технологические результаты превысили возможности мозга по их осмыслению и опередили развитие культуры. Для традиций, благодаря которым происходит усвоение и закрепление детерми­нирующих человеческое поведение моральных норм, просто не остается ме­ста (а точнее, времени); связь времен нарушается. По-видимому, это небла­гоприятно сказывается на общественном сознании, ведет к деморализации и росту преступности.

Возникает вопрос о соотношении позитивных и негативных по­следствий информационной революции. Кроме того, усложнение социо­культурной динамики влечет за собой еще большее социальное расслоение, так как далеко не все люди способны адаптироваться к быстро меняющим­ся условиям социальной реальности. В результате появляются новые груп­пы маргиналов, людей с девиантным поведением, не способных работать, вписаться в окружающую действительность. Сознание требует адаптации, а бессознательное инертно, итогом является внутриличностный (или даже социальный) конфликт. В идеале человек должен успевать за происходящи­ми изменениями, растрачивая при этом минимальное количество ресурсов, в том числе умственных.

Сегодня те культурные практики, которые недавно считались про­фессиональными, осмысливаемыми только узкой прослойкой общества, пе­реходят (в редуцированном виде) в лоно повседневной общесоциальной куль­туры. Сюда относится практика использования компьютерной техники, операционных систем, программного обеспечения, а также различных не­компьютеризированных технических гаджетов.

Если еще недавно пользователи интернета составляли некое сообще­ство, социальную группу, теперь сетевая деятельность стала неотъемлемой частью жизни большинства населения. Интернет вбирает в себя все — и лю­бую информацию, и коммуникацию, он стал альтернативной реальностью, с одной стороны, отражающей мир, с другой — включающей в себя многое, что не характерно для реальной жизни. Он дает массу дополнительных воз­можностей для общения, развлечения, покупок, обучения и других форм че­ловеческой деятельности. Он есть пространство доступности любой инфор­мации для любого пользователя, который путем выхода в сеть делает для себя открытым весь мир. Он, как альтернатива миру вещей, отличается от послед­него не физическим, а ассоциативным или тематическим отдалением содер­жащихся в нем текстов друг от друга и вообще совершенно другими законами, которые не соответствуют бытию невиртуальной Вселенной.

Интернет, вслед за испещренной рекламными и другими сообще­ниями реальностью, стал кладезем как информации, так и дезинформации, виртуальных фантомов. Он переполнен псевдоинформационно нагружен­ными рерайтами и репостами, копирующими оригинальный контент, адре­сной (почтовой) рассылкой, рекламой, принявшей форму экспертных оценок и комментариев, прямой сетевой рекламой, многочисленными поисковыми ссылками, троллингом (размещение провокационных месседжей, обычно преследующих цель вовлечения пользователей в бессмысленную конфрон­тацию), эльфингом (размещение «искусственных» положительных отзы­вов об обсуждаемом человеке, проблеме или товаре), вирусным маркетингом (распространение информационных вирусов), флудом (размещение однотип­ных сообщений на разных обсуждениях) и т. д. Многие из этих технологий со­здают симулякр истины, ее имитацию. В. А. Емелин и А. Ш. Тхостов справед­ливо сравнивают информационное поле интернета с мифом о Вавилонской башне — только в этом пространстве наблюдается сполпотворение не людей, а идей [1], часть которых мифологична, бессодержательна и просто лжива.

Хотя интернет и предоставляет огромные возможности для поиска информации и самореализации пользователя посредством создания собст­венного виртуального мира, в условиях безграничной свободы опубликова­ния всего, что угодно, ценность текста падает. Поисковая система интернета имеет больше возможностей, чем каталог любой библиотеки. Информацион­но насыщенный текст не исчезает из медиа-пространства, но за счет увели­чения количества спама он становится все менее заметным, а значит, и менее доступным, поскольку в эпоху информационной свободы сама доступность становится проблемой, когда все менее отличимы «зерна от плевел», ког­да разрастающийся гипертекст стирает какие-либо ориентиры и критерии истинности. Библиотека и помойка, кладезь знаний и сток псевдознаний сли­ваются в одном явлении. На каждый подлинный информационный повод есть миллионы ложных, но нет критерия отбора. Информационный мир — не библиотекоподобное здание с характерной структуризацией содержащей­ся в нем информации, не структурированный космос, а хаос и энтропия, ри- зомоподобная постмодернистская реальность, отказавшаяся от иерархии и порядка.

Информационный релятивизм разрушает четкость мировоззрения и идентичности. Предполагается отсутствие жестких ценностных иерархий, правил для поиска истины, ориентиров для выбора картины мира и идентич­ности. Информационный мир предлагает множество интерпретационных вариантов одного и того же события, которые в совокупности противоречат друг другу, но не предоставляет оснований для выбора. Вследствие этого по­является серьезная проблема для формирования идентичности. «Инет разра­стается. Очень скоро он станет огромной информационной помойкой, где ве­роятность найти точную информацию будет постепенно стремиться к нулю. Ровно так же, как в рассказе Борхеса: на каждый истинный текст существу­ют миллионы ложных, в том числе — опровергающих истинный. Как никог­да остро встает вопрос критерия истинности. Если принять за таковой, к при­меру, частоту упоминаний, то мы можем зайти весьма далеко: посчитайте соотношение ссылок, утверждающих существование инопланетян и опровер­гающих их. Зеленые человечки должны бегать по улицам табунами» [2].

Темпы прироста информации огромны, а темпы ее перемещения бес­конечно превышают возможности перемещения физических объектов. Ин­тернет, осуществив всеобщую доступность информации, обессмыслил поня­тие «перемещение информации», уничтожил для нее пространство и заявил о «конце географии». Виртуальный мир, лишенный пространственных изме­рений и координат, одержал верх над территориальным. Ранее быстрая связь осуществлялась только внутри сообщества, а для связи с другим сообществом требовалось время. Сейчас нет необходимости во временных затратах ни для внутренней, ни для внешней коммуникации. Возможно, это является одной из причин деконсолидации на уровне сообществ и наций.

В настоящее время книг и журналов издается все больше и больше, и баланс между изданием и чтением нарушается. Публикуется огромное ко­личество научных работ, но далеко не каждая публикация находит своего чи­тателя, и они воспринимаются в основном как средство отчетности, докумен­ты, а не труды, написанные для того, чтобы с ними ознакомились коллеги. Возникает проблема, которая формулируется так: «никто никого не читает». Первоисточники читать некогда, и люди все в большей степени ориентируют­ся на справочники и краткие пересказы. Не приходится удивляться появле­нию серии брошюр, предлагающих познакомиться с наследием того или ино­го известного мыслителя (Платон, Декарт, Гегель, Фрейд, Фуко, Делез и т. д.) «за 90 минут». Растет значимость опосредованного знания — через хрестома­тии, энциклопедии.

Избыток информации затрудняет проверку изложенных в сред­ствах масс-медиа «фактов», да и число желающих их проверять и сопостав­лять источники сокращается. К тому же нет гарантии, что поисковые системы не обеспечивают приоритета определенным материалам. Если тоталитарные режимы прошлого ограничивали доступ к информации, то сегодня наблюда­ется другая крайность — порождение информации, значительная часть кото­рой не отражает действительности, искажает ее, содержит лживые сведения. Место информационного дефицита заняла информационная (и псевдоинфор­мационная) избыточность, в хаотичном и безбрежном океане которой утопа­ет познающий субъект, сознание которого расщепляется под напором мно­жества противоречивых сведений, вследствие чего нивелируется критерий истинности.

Человек не способен качественно обрабатывать огромное количест­во обрушивающейся на него информации. Сверхвысокая частота коммуни­кативных связей не позволяет достаточно глубоко вникать в происходящее. Недаром А. В. Назарчук называет информационное общество разделенным на тех, кто впереди (успевает), и тех, кто позади (опаздывает) [3]. Человек скользит по поверхности — от одной новости к другой, зачастую не включая критическое мышление, не стремясь проникнуть вглубь. Сознание скользит по поверхности культуры: смотрение вместо созерцания, поверхностное по­требление вместо углубленного осмысления. Ведь кино, литературу, музыку, театральные постановки можно глубоко осмысливать, а можно и бездумно­пассивно «заглатывать».

Если в прежние времена нормой было чтение книг и составление соб­ственного мнения о прочитанном, сейчас у людей нет ни времени, ни мотива­ции читать и осмысливать объемные произведения. То, что ранее представля­лось эксклюзивным, сакральным и «высоким», теперь легкодоступно, и поход в музей заменяется просмотром образов экспонатов, выложенных на сайте. Хотя с помощью сети каждый может познакомиться с великими произведени­ями искусства, это знакомство не вполне аутентично из-за «барьера образно­сти», который нивелирует реальный зрительный контакт (ведь шедевр и его фото — вещи разные). Да и в целом интернет, который предоставляет огром­ные культурные возможности, далеко не всегда используют именно как сред­ство приобщения к культуре. В условиях избытка информации имеет место «следовое восприятие», создающее трудность для ее фильтрации, системати­зации, осмысления. Перманентная научно-техническая революция снижа­ет роль традиционных образовательных учреждений, и различия между спо­собными и не способными адаптироваться к меняющейся среде и усваивать новшества углубляются.

Информационный шум определяется как «избыточность информа­ции в коммуникативной среде, которая вызывает функциональное расстрой­ство ее систем» [4, с. 387]. Парадоксально, но факт: прогресс в информационной сфере ведет к снижению информированности за счет увеличения объема нест­руктурированной и неотсортированной информации. Недостоверная инфор­мация становится причиной различных конфликтов и противоречий, а также условием манипулирования сознанием. Проблема спама — мусора информа­ционной сферы, сегодня становится соизмеримой по значимости с проблемой утилизации обычного мусора. Необходимо ставить вопрос об информацион­ной экологии.

Конечно, нет ничего плохого в доступности информации, но когда изобилие трансформируется в переизбыток, стоит задуматься о состоянии субъекта, пребывающего в этом информационном поле. Когда книг, фильмов и музыки становится слишком много, человек перестает в полной мере вос­принимать их содержание. Кроме того, за счет увеличения информационных продуктов общее их качество (эстетическое, интеллектуальное) падает. В ка­лейдоскопическом мире СМИ нет четких образов, устоявшихся фреймов или гештальтов. В нем не «все течет, все изменяется» (линейно-хронологическая модель), а «все накладывается на все» (антилинейная, хаотическая модель) — воплощение принципов интертекстуальности, ризомности и гиперреально­сти, которые формируют соответствующего им субъекта.

Избыточность и фрагментарность информации имеют своим след­ствием поверхностность как восприятия, так и мышления. Воспринимая ин­формационный поток, человек скорее руководствуется количественным кри­терием, нежели качественным. Зависимость между увеличением объема информации и возрастанием воспринятого смысла становится обратно про­порциональной. Подходящим в данном контексте будет следующий оксюмо­рон: эрудит — не тот, кто проникает вглубь, а тот, кто движется вширь, чей нерефлексирующий взгляд охватывает более широкую область текста, а точ­нее, гипертекста. Так чтение превращается в чтение-потребление. Быть мо­жет, в качестве основного сегодняшнего противоречия следует рассматривать

противоречие между тотальной информатизацией и человеческой ригидно­стью. Интеллект и другие способности не могут функционировать настоль­ко эффективно, чтобы перерабатывать все многообразие предлагаемой информации.

Технологии информатизации развиваются настолько быстро, что культура и человеческое мышление не успевают подчинить их себе, ассими­лировать, отрефлексировать. Хаос стремительного и зачастую безответст­венного производства смыслов рождает ментальный хаос, хаос персональ­ных и коллективных представлений и идентичностей. Отсюда актуальность проблемы информационного потребления как недостаточно рефлексивного, «скользящего» по поверхности.

Являясь важным элементом цивилизационного развития, про­гресс в сфере коммуникационных технологий имеет своей оборотной сторо­ной гиперинформатизацию. На волнах прогресса рождается информацион­ное потребление, которое с развитием глобальных каналов СМК перерастает в глобальное медиапотребление. Информационная избыточность приводит к трансформации человека, его мышления и системы ценностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74-84.
  2. Коровкин В. Мышление «пользователя» беззащитно // Новая газета. 2008. 4 апреля. URL: http://www.novayagazeta.ru/society/40767.html
  3. Назарчук А. В. Социальное время и социальное пространство в концепции сетевого общества // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 56-66.
  4. Полудина В. П. Информационный шум в Интернете как проблема потребления коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5 (58). С. 386-394.

 

Ильин А.Н. Проблема информационного консьюмеризма // Информационное общество №6, 2013. С. 22-28.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *